Развитие учения о ноосфере последователями В.И. Вернадского

Известным учеником и последователем В.И.Вернадского, разрабатывавшим преимущественно биогеохимические аспекты учения о ноосфере и проблемы инженерно-технической деятельности человека в становлении ноосферы, был Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945) один из основоположниковгео химии, академик РАН с 1919 года.

Он установил, что биогеохимическая деятельность человека по своему объёму и интенсивности во много раз превосходит миграцию, обусловленную собственно биологическими процессами.

Позднее академик Ферсман назвал эту форму миграции химических элементов «техногенной». Он считал, что по своему влиянию на биогенные процессы миграции атомов в биосфере и на биогеохимические круговороты вещества и энергии на Земле человек со временем начинает превосходить в целом биосферные планетарные процессы.

Современная человеческая деятельность существенно нарушает химический состав, планетарные биосферные константы, изменяет веками складывавшийся лик Земли, глубоко химически перестраивает её структуры, создает «новый химический состав планеты», новое состояние биосферы, «становится всё более независимым от других форм жизни».

«Хозяйственная и промышленная деятельность человека, – писал Ферсман, – по своему масштабу и значению сделалась сравнимою с процессами самой природы.

Вещество и энергия не беспредельны в сравнении с растущими потребностями человека, их запасы по величине одного порядка с потребностями человечества.

Природные геохимические законы распределения и концентрирования элементов сравнимы с законами технохимии, т. е. химическими преобразованиями, вносимыми промышленностью и народным хозяйством. Человек геохимически переделывает мир».

Интересно
Идеи В.И.Вернадского и его личность высоко ценил замечательный русский учёный Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981 гг.), который впервые в своих лекциях в 1960-е годы сформулировал мысль о «коэволюции человека и биосферы».

Эту идею развил и ввёл в научный оборот Никита Николаевич Моисеев (1917-2000). «Коэволюцией (соразвитием) элемента и системы я буду называть такое развитие элемента, которое не нарушает процесса развития системы»… Развитие биоты и биосферы в целом происходит в режиме коэволюции живого и косного вещества.

Это экспериментальный факт, установленный геологами и палеонтологами» – писал он. Как математик он установил, что «общество способно обеспечить режим коэволюции с биосферой в том случае, если деятельность людей не допустит новой бифуркации, перехода биосферы в новый канал своей эволюции, или, пользуясь языком теории динамических систем, в новый аттрактор».

Н.Н.Моисеев придал новый смысл термину «ноосфера», понимая ноосферу как проект, идеал такой организации деятельности человека на планете, которая обеспечивала оптимальную «коэволюцию» человечества и биосферы.

Эта «коэволюция» должна опираться на гармоничное сосуществование различных культур и народов, «цветущее многообразие» которых не менее важно для устойчивости ноосферы, чем разнообразие видов для биосферы.

Эволюция ноосферы – существенно нелинейный процесс, и ноосфера находится в стадии становления, преодолевая в процессе формирования огромные трудности, рождаясь, как писал Вернадский «в грозе и буре».

С точки зрения Н.Н. Моисеева, в основание новой цивилизации лягут принципы разумности – это же предполагал и В.И.Вернадский. Однако человек не должен ограничиваться возможностями своего индивидуального интеллекта. Человек должен осознать, что его разум – часть коллективного разума.

Коллективный разум – это не совокупность индивидуальных интеллектов, а качественно новое образование, достижение которого Моисеев видел в дальнейшем развитии компьютерной техники.

Именно коллективному разуму, во много раз усиленному техническими средствами, под силу сохранять стабильность биосферы и выбирать тот канал эволюции, который сможет обеспечить коэволюцию человека и биосферы.

В новую эпоху ноосферы, согласно Н.Н.Моисееву, человечество научится разумно взаимодействовать с процессами самоорганизации биосферы.

Важнейшим в концепции ноосферы Моисеева является требование новых принципов нравственности, которая должна быть универсальной для всей планеты. Многие его работы непосредственно посвящены теме «экологической этики», которая по существу является «ноосферной этикой».

Он выражал тревогу по поводу того, что в условиях уже наступившего экологического кризиса видна неспособность современного планетарного сообщества с ним справиться.

Это показала, например, конференция в Рио-де-Жанейро 1992 г., на которой, по его мнению, не было сказано самого главного, не были сформулированы императивы наступающего столетия.

А они таковы:

  • надо научиться сохранять не только отдельные биологические виды, но и целые экосистемы;
  • создать основы ноосферной демографической политики;
  • поставить во главу угла всей научной деятельности проблемы обеспечения коэволюции природы и общества;
  • начать создание новой структуры общественных отношений в едином планетарном сообществе и общественных ценностей.

Н.Н.Моисеев полагал, что экономика нуждается в новом типе рынка, «основанном на дальнейшем развитии науки и технологии, в частности информационных».

В политической жизни самое главное – интеграция наций в мировое сообщество, основанное на осознании единства всего человечества. Пришло время сосредоточить внимание на трудностях и проблемах этого синтеза.

Ноосферное мировоззрение способно преодолеть существующий разрыв двух культур: естественнонаучной и гуманитарной, а также противостояние разных типов мировоззрений.

Оно соответствует законам универсального эволюционизма и остро необходимо человечеству в эпоху кризиса.

Интерес к идеям ноосферы стал расти в России начиная с 1970-х годов, когда была осознана реальность глобального кризиса, принявшего в конце ХХ века осязаемый характер в связи с проблемой огромной нагрузки на биосферу, создаваемой деятельностью человечества, химическим загрязнением, демографической проблемой, и геополитическим кризисом.

Много сделал в области популяризации и развитии идей В.И. Вернадского Влаиль Петрович Казначеев (1924-2014), академик РАМН, инициатор создания и первый руководитель Сибирского отделения РАМН, автор многочисленных трудов в области медицины, экологии и теоретических основ биологии, создатель науки об адаптации человека. Он выполнил большую работу по анализу научного наследия В.И.Вернадского.

В.П.Казначеев уже в 60-е годы понял важность идей Э.Бауэра и их родство с идеями В.И.Вернадского и говорил о них, как о едином «принципе Бауэра-Вернадского».

По известной классификации типов учёных, В.П.Казначеев – «романтик», что приводило его иногда к увлечениям паранаучными теориями вроде «торсионных полей», но это отнюдь не умаляет его вклада в серьёзную науку.

Очень важны для построения теории ноосферы работы Побиска Георгиевича Кузнецова (1924 – 2000)74, учёного-энциклопедиста, лидера школы ярких мыслителей, которые сегодня продолжают и развивают его идеи.

Он родился в Красноярске, окончив там 9 классов, поступил в Ленинградскую Военно-морскую школу, был призван на фронт, стал командиром развед-взвода и награждён орденом.

Интересно
Под Ржевом он был ранен, продолжил обучение в Новосибирске, а в сентябре 1943 года был арестован за создание научно-студенческого общества, на котором критически обсуждались идеи марксизма.

С 1944 по 1954 отбывал заключение в сибирских и норильских лагерях, но даже там продолжал думать о том, что волновало его с юности – о проблеме сущности жизни, как космического явления, о роли электромагнитных полей в жизнедеятельности клеток.

В лагере он познакомился с такими замечательными людьми, как Н.М.Федоровский (знавший В.И. Вернадского и после освобождения немало способствовал тому, что его идеи стали известными), Р.О.Бартини (авиаконструктор, создатель теории 6-мерного времени), В.В.Парин (будущий вице-президент Академии медицинских наук СССР и директор Института медико-биологических проблем Минздрава СССР).

П.Г.Кузнецов писал: «Различные мои идеи – это не ответвления, это звенья, составные части цепочки перехода лучистой энергии, рассеивающейся в пространстве, в явления жизни.

Существует широкая область явлений, в которых второй закон термодинамики не имеет силы. И именно эта область физических явлений носит название Жизнь. Обратное положение имеет название Смерть. Борьба между ними и образует всю совокупность процессов безграничного Космоса».

В 2005 году в Северо-Западном округе Москвы был запущен образовательный проект «Школа генеральных конструкторов им. Побиска Кузнецова».

Имя П.Г.Кузнецова носит Международная Научная школа устойчивого развития, основанная его учениками и сподвижниками.

В декабре 2001 года состоялся первый, а в мае 2002 года – Второй Международный симпозиум «Пространство и время в эволюции глобальной системы «природа – общество – человек», посвящённый памяти П.Г.Кузнецова.

Идеи П.Г.Кузнецова сегодня развивают сотрудники Международного университета природы, общества и человека «Дубна».

Здесь 29 мая 2014 года состоялась Международная научная конференция «Проблема устойчивого развития Человечества в системе «природа – общество – человек», посвящённая 90-летию со дня рождения П.Г.Кузнецова П.Г.Кузнецов познакомил с учением В.И.Вернадского о ноосфере американского учёного и общественного деятеля – физика и экономиста Линдона Ларуша, который опубликовал в США первую в мире книгу, посвящённую экономике ноосферы.

Большой вклад в формирование науки о ноосфере внёс Аркадий Дмитриевич Урсул, создавший в 1995 году Международную Академию ноосферы и устойчивого развития и ставший её президентом.

Интересно
В работах его школы дан подробный анализ идей «универсального эволюционизма», проведено сравнение учения о ноосфере с концепцией «устойчивого развития», высказаны идеи о значении новых форм образования на современном этапе становления ноосферы.

Для гармоничного развития ноосферы нужны новые формы образования, ориентированные на воспитание и становление человека нового типа – «ноосферной личности», сознающего, что у него есть не только Права, но и Обязанности перед миром, в котором он живёт. Это является важнейшим условием формирование единого планетарного общества.

Но наряду с негативными существуют в мире и позитивные процессы, ведущие к объединению людей и пониманию необходимости сохранения планеты и жизни на ней.

Для реализации концепции ноосферы важно, чтобы общечеловеческие ценности стали теми целями и нормативами, которые обеспечивали бы эффективное управление цивилизационным процессом.

Идея ноосферы имеет важные методологические преимущества перед другими глобальными концепциями (типа «устойчивого развития»).

В ней на первом месте стоит синергийный синтез всех гармонизирующих сил, как в самом социуме, так и в его взаимоотношениях с природой, как земной, так и космической, в становлении космоноосферы, где глобальная безопасность обеспечивается в геокосмическом варианте, о чем мечтал К.Э. Циолковский, разрабатывая концепцию освоения космоса человечеством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)