Адаптивные системы образования взрослых
Важно понять, как обеспечивается в процессе обучения различных групп взрослого населения реализация адаптационной функции образования. В образовании адаптация рассматривается как двуединый процесс приспособления социально-образовательной среды обучения к личности взрослого учащегося и активного включения взрослого субъекта учебной деятельности в проектирование адаптивной информационно-образовательной среды и разработку индивидуальных образовательных маршрутов.
Возникает необходимость адаптации:
- психологической (мотивационной), основанной на перестройке стереотипа действий личности, мышления взрослого человека при выборе стратегий и методов работы, направленной на достижение прогнозируемого результата учебы;
- организационно-целевой, выраженной в сближении целей всех участников образовательного процесса и системы организации образовательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей и реальных условий;
- содержательной, предусматривающей функционально-целевой отбор учебного материала, вариативное построение учебных планов и программ, развитие моделей интерактивного обучения;
- технологической, открывающей возможность приспособления обучающей программы к особенностям конкретных условий обучения с помощью проектирования технологий, приемов и методов разноуровневого и дифференцированного обучения, выбора форм проведения занятий и средств личностно-ориентированного управления учебно-познавательной деятельностью;
- контрольно-оценочной, связанной с тем, что взрослые учащиеся, даже принадлежащие к одной и той же социальной группе, совершенно по-разному воспринимают и усваивают один и тот же учебный материал, что предопределяет у них различные потребности в формах контроля за его усвоением.
Необходимость многосторонней адаптации вызвала к жизни понятия «адаптивная школа» и «адаптивное образование». Стратегия функционирования адаптивной школы взрослых складывается из двух составляющих. Она стремится, во-первых, приспособиться к индивидуальным особенностям учащихся, во-вторых, по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения и вызовы окружающей среды.
Среди принципов адаптивного обучения можно выделить гибкость, открытость, ориентацию на реальные потребности субъекта обучения, культуросообразность (как соответствие принятым в данный момент в социуме культурным моделям), вариативность.
Вечерняя школа как гибкая система адаптивного обучения молодежи и взрослых имеет свои сложившиеся традиции, особенности, историю развития и преобразования.
Эта школа, зародившаяся в России в 20-е годы (сменные) прошлого столетия как образовательное учреждение для взрослых, прошла такие стадии развития: школа мастеров, школа первой профессии, очно-заочная школа и др. школы.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1237 было утверждено типовое положение «О вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении», в котором определялось, что гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) предоставляется реальная возможность для получения основного общего и среднего (полного) общего образования.
Контингент вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, профессиональной направленности и мотивам обучения.
- Профессия андрагог
- Музейная педагогика для взрослых
- Образовательный туризм
- Взрослый как читатель
- Образовательно-просветительские возможности досуга
- Семейное образование в России
- Народные университеты
- Бизнес-школы в дополнительном профессиональном образовании
- Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу