Значение марксизма для советской этнографической школы
Следует, на наш взгляд, избегать упрощений в оценках, которые были свойственны первому перестроечному периоду, когда было принято подвергать острой критике обществоведческие науки за их приверженность к марксизму – ленинизму.
Безусловно, советская этнографическая наука развивалась в основном под флагом марксизма — учения, научно – эвристичефский характер которого в анализе механизмов капиталистического общества и особенностей классовой борьбы не отрицают и сегодня.
Основная проблема отечественной его интерпретации заключалась в том, что философия, идеология марксизма (к тому же в ленинской практической адаптации к российской действительности) признавалась единственно верной и все объясняющей. Все науки (и естественные, и гуманитарные) перестраивались в 20-х гг. XX в. на «марксистские рельсы».
Если в то время этот процесс проходил нередко в острых научных дискуссиях и принес много новых идей, то с начала 30-х гг. XX в. в рамках сталинского правления жестко (в том числе и с помощью репрессий) в развитии отечественной науки были обеспечены методологическое единство и марксистско – ленинская идеологическая направленность.Хотя и такую оценку можно считать определенным упрощением, так как научная логика и профессиональная честность многих ученых «прорывали» заданные жесткие рамки однозначности и методологического монизма.
Не говоря уже о том, что в мировую сокровищницу знаний о народах вошли результаты многих этнографических работ советских ученых, в частности полевых исследований, существенно расширивших наши представления о мировой культуре и ее истории.
Справедливости ради следует признать, что пресловутый «железный занавес», препятствовавший продуктивному взаимодействию и взаимообмену ученых, был «задернут» с обеих сторон.Более того, в период перестройки выяснилось, что, несмотря на многочисленные препятствия и идеологические «перекосы», знания наших ученых о мировых научных достижениях часто оказываются значительно шире, чем знакомство с российской наукой их зарубежных коллег.
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу