Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

В каждой социальной системе деятельность журналистики как функционирование взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов («учредитель», «журналист», «текст», «канал», «социальные институты», «массовая аудитория») определяется закономерностями, раскрытием и «описанием» которых занимается наука с помощью своего понятийного аппарата.

Среди множества понятий, составляющих ткань научного знания, выделяются основные, узловые понятия, которые принято называть категориями. Через категории раскрывается суть предмета и содержания науки.

В науке о журналистике в качестве категорий выступают такие общие понятия, как «информация», «свобода», «функции», «принципы», «эффективность» и т.д.

Эти и другие категории и раскрывающие, детализирующие их содержание более конкретные понятия («актуальность», «интерес», «мотивы», «релевантность», «близость», «драматизм» и т.д.) нельзя рассматривать порознь, отдельно, вне связи и взаимосвязи их между собой, ограничиваясь указанием только на то, что каждое из них относится к полю знания о журналистике.

Если принять во внимание, что журналистика как социальное явление целостна, внутренне едина, то следует признать, что и знание о ней также должно быть максимально целостным.

Поэтому для понимания механизма функционирования журналистики как системно организованного объекта (см. схему функционирования) важно постичь совокупность категорий как целостную систему основных понятий науки о журналистике.

Для построения системы категорий прежде всего необходимо определить центральную категорию, вокруг которой группируются остальные, связанные с ней.

Роль центральной категории может сыграть лишь такое общее понятие, которое раскрывает специфичность, фундаментальную особенность изучаемого предмета — журналистики, а потому является характеристичным как для журналистики в целом, так и для всех сторон, шагов деятельности в ней.

Будучи внешне простым, очевидным для «наблюдателя», в свернутом виде оно содержит в себе, как в зародыше, все богатство, разнообразие и сложность рассматриваемого явления. Основным требованиям центральной категории отвечает понятие «массовая информация». Не случайно и наиболее употребительным синонимом к термину «журналистика» выступает словосочетание «средства массовой информации».

Термин «информация», к сожалению, употребляется часто в традиционном узкожурналистском смысле (как обозначение кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях и соответствующих жанров — заметки, отчета, интервью, репортажа, часто именуемых «информационными»).

На самом деле «массовая информация» — это все тексты, передаваемые по каналам журналистики и оказывающие влияние на аудиторию.

Деятельность по сбору, обработке, компоновке, передаче информации составляет специфику журналистской деятельности во всех ее проявлениях, и этой деятельности подчинены все организационные, технические, творческие и другие структуры журналистики.

При этом «ин- формация» — это и самое простое, массовидное, общепонятное явление в журналистике (поскольку все подчинено созданию и трансляции «текстов» массовой информации).

И вместе с тем это явление сложное, разностороннее, требующее глубокого проникновения в его сущность и поиска методов и средств организации эффективной деятельности.

Высокая информативность журналистских произведений достигается не только увеличением количества сведений о фактах и комментариев, но зависит также от высокого качества работы с аудиторией. Ведь подлинной информацией оказывается то в «текстах», что «достигает» аудитории, формирует ее сознание и поведение.

Необходимо всегда помнить, что когда говорят об информационной природе журналистики, то имеют в виду не информацию вообще, а именно массовую информацию. Определение «массовая» несет в себе глубокий смысл и требует серьезного анализа.

Оно указывает на то, что информация обращена к массе, т.е. к большой совокупности людей (народа, социального слоя или группы, жителей региона, работников отрасли, любителей определенных занятий и т.д.), оказывается доступной для нее, актуальной, интересной, отличается от специальной информации (научной, технической, профессиональной) прежде всего своей общесоциальной направленностью, ориентированностью на формирование гражданина — сознательной и активной личности данного общества.

Другими словами, массовая информация обращена к массовому сознанию (как широкой общественности, а в пределе — «всем», так и к малой группе или даже отдельной личности в ее общественно-гражданском качестве).

Готовя информацию, необходимо избегать легкого, поверхностного, тем более вульгарного, бездумно-развлекательного подхода, который неизбежно приводит к созданию худших образцов так называемой «массовой культуры». Выбор линии поведения по отношению к массовому сознанию зависит от социальной позиции журналиста, проявляющейся в информационной политике канала массовой информации.

Именно ради реализации своей массово-информационной политики учредитель создает канал журналистики; журналист собирает, компонует и посредством текстов распространяет массовую информацию, обращая ее к массовой аудитории и социальным институтам.

«Массовая информация» (центральная категория) является основной отправной точкой для развертывания совокупности других общих понятий, как бы коренящихся в ней и позволяющих более глубоко раскрыть представление о журналистике как сфере массово-информационной деятельности.

Исходя из центральной категории, все другие группируются вокруг нее через ряд цепочек, каждая из которых раскрывает определенную группу взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности. Таких цепочек можно выделить пять.

Первая группа категорий раскрывает социальную роль журналистики, определяя, кому и зачем нужна массовая информация: МИ — функции — аудитория — функционирование — результативность.

Вторая — дает представление о социальной направленности и методологических основах деятельности в журналистике: МИ — социальная позиция в журналистике — СМИ как социальный институт — СМИ как «четвертая власть» — социальные типы журналистики.

Третья — описывает субъективную сторону функционирования журналистики: МИ — свобода журналистики — исторические типы журналистики — качества журналистов как профессионалов — журналистская деонтология (представления журналистов о профессиональном долге, реализуемые в журналистском праве, этических нормах, кодексах поведения и др.).

Четвертая группа категорий обращена к используемым в журналистике средствам «доставки» массовой информации: МИ — средства коммуникации — каналы и типы изданий и программ — система и взаимодействие—распространение.

Пятая — дает характеристику творческих форм массово-информационной деятельности: МИ — информационная (редакционная) политика — типы творчества — творческие формы — методологическая культура.

Наглядно представить систему категорий науки о журналистике можно с помощью приведенной ниже схемы (следует вместе с тем иметь в виду, что в оптимальном теоретическом представлении и основанном на нем реальном функционировании журналистики все категории связаны между собой не только через указанные «цепочки», но и «каждая» с «каждой»).

Таково обобщенное представление о системе категорий (основных понятий) науки о журналистике.

При детальном рассмотрении каждое из этих понятий должно быть раскрыто теоретически и рассмотрено применительно к его бытию в конкретно-исторических условиях (например, определив понятие «свобода журналистики», следует проследить, как осмысливается и реализуется идея свободы в различных ситуациях общественной жизни).

Данная система категорий действительна для всех областей знаний о журналистике (теоретического, исторического, социологического).

Многочисленные частные научные дисциплины (такие как теория творчества или история журналистского права и др.) обращаются не ко всей системе категорий, а к ограниченному кругу специфически значимых, хотя специалисты должны представлять место частного знания в общей системе науки.

Формирование знания в конкретных областях журналистики (телевизионной журналистике, газетном деле, рекламе и т.д.) в каждом случае требует специфического подхода к наполнению конкретным содержанием любой из категорий.

Система категорий, освоенная журналистами, позволяет не только понять сущность журналистики, но и получить общенаучные ориентиры практической деятельности для сознательного и эффективного решения творческих задач.

Изучение закономерностей журналистики как функционирующей системы логично и естественно начать с центрального понятия науки о журналистике — «массовой информации» и стоящего за ним явления общественной жизни.

Разобравшись в этой многозначной и сложной проблеме, можно получить прочную базу для дальнейшего проникновения в законы журналистики.

Массово-информационная деятельность в современных масштабах, когда сложилась глобальная система коммуникаций и когда миллионы (а порой и миллиарды) людей узнают о событиях в момент их свершения и получают комментарий к ним по горячим следам, была невозможна еще каких-нибудь сто лет назад.

В таких масштабах массово-информационная деятельность является феноменом XX века и тем более века XXI. Именно XX веку свойственны массовые движения, массовое производство, массовые коммуникации и другие массовые процессы и явления.

В последние десятилетия сложился и термин «массовая информация».

Средства массовой информации, включая печать, радио и телевидение, а теперь и Интернет, мобильную телефонию и другие, прошли большой путь становления и развития.

Первые газеты появились в начале XVII века, а журналы — во второй половине того же столетия. С тех пор начался процесс формирования и журналистики как важного социально- го явления.

Первая половина ХХ века принесла человечеству радио и телевидение, а его конец — интернет-СМИ (кибержурналистику) и мобильную телефонию.

Однако зарождение массово-информационной деятельности началось в более далекие времена. И хотя это были только пражурналистские явления, обратиться к ним необходимо, чтобы понять, как возникало, в чем коренилось то явление, которое сейчас приобрело развитые формы и оказывает огромное влияние на общественную жизнь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)