Журналистика как область творческой деятельности

Все рассматривавшиеся в предыдущих главах вопросы — от сущности информации до проблем свободы и организации «информационно- го пространства» — это вопросы о закономерностях журналистской деятельности, проявляющихся в различных сторонах творчества.

Любая творческая деятельность, в том числе и в журналистике, характеризуется тем, что ее результатом является качественно новый «продукт», специфический для этого рода деятельности.

Журналистика «выходит» на массовую аудиторию большой совокупностью различных по типу и позиции номеров газет и журналов, программ телевидения и радио, скомпонованных из множества разнообразных произведений, в подготовке которых участвует большое количество людей различного творческого профиля, объединенных в творческие коллективы.

Появлению этих номеров и программ предшествует большая подготовительная работа: необходимо создать концепцию данного СМИ, найти техническую базу, установить связи с информационными службами и службами распространения, сформировать редакционный коллектив, «отладить» его работу, уметь поддерживать оптимальный режим деятельности.

А для создания номера и программы надо владеть искусством изучения аудитории и налаживания эффективных контактов с ней, выработки направлений деятельности, планирования деятельности редакции, организации работы отделов и служб, налаживания массовой работы (с письмами, нештатными сотрудниками, активом), определения системы рубрик, ведения кампаний, методами и методическими приемами сбора информации, владения приемами разработки концепции произведения, формирования и реализации замыслов отдельных произведений, создания и редактирования текстов массовой информации, компоновки их в номер или программу и т.д. и т.п.

И во всех этих сторонах и шагах журналистской деятельности находят применение репродуктивные, привычные, приобретенные в ходе «технологического» научения, рутинные (фр. routine — «проторенный путь») формы труда, которые в той или иной мере обогащаются оригинальными находками, уникальными (лат. unicus — «неповторимый») приемами и результатами деятельности.

Без использования рутинных форм плодотворная деятельность невозможна. Но если журналист прибегает только к репродуктивным приемам деятельности, он остается на уровне пользователя наработанными формами труда, известной технологией.

Творчество всегда соединяет репродуктивные и продуктивные формы деятельности. Его уровень определяется соотношением «составляющих», в котором и проявляется мера и характер творческих способностей, умений и навыков журналиста.

Очевидно, что творческие поиски возможны и необходимы во всех сторонах и шагах деятельности, требующей максимально полного использования применимых в конкретной творческой ситуации наработанных приемов, равно как максимального включения личностно-уникального компонента.

При этом уникальные свойства возникают лишь на базе уверенного владения накопленным в каждой сфере творчества «технологическим» знанием в разных областях журналистского труда, составляющим основы методологической культуры журналиста.

Хорошее владение методологической культурой — основа максимальной мобилизации наличных способностей к творчеству. Свобода творчества в том и проявляется, что на базе владения знаниями в сфере необходимости происходит «прорыв» в сферу творческих находок и открытий.

Овладение теоретическими знаниями о методологических основах и культуре журналистской деятельности, изучение опыта известных изданий/программ и творчества крупных журналистов — путь к пониманию высот творчества в его семантической (как отображается действительность) и синтактической (как строится произведение) сторонах создания произведений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)