Законодательство субъектов РФ в области лицензирования

Закон о лицензировании содержит совсем немного норм, дающих основания делать выводы о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лицензирования.

Причем содержание этих норм направлено на урегулирование статуса исполнительных органов субъектов Российской Федерации и лишь косвенно позволяет судить о полномочиях в сфере лицензирования органов законодательной власти субъектов.

Так, ст. 6 Закона о лицензировании определяет, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий;

ст. 2 упоминает в составе лицензирующих органов также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Законом о лицензировании;

ст. 5 относит установление перечня видов деятельности, лицензирование которых вправе осуществлять субъекты Российской Федерации, к компетенции Правительства Российской Федерации.

Таким образом, ни слова о законотворческих правомочиях субъектов Российской Федерации в лицензионной сфере Закон о лицензировании не содержит. Более того, Закон о лицензировании составлен таким образом, что регулятивной деятельности субъектов Российской Федерации попросту не остается места:

Закон о лицензировании устанавливает не только исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, но и определяет, что положения об их лицензировании утверждает федеральное Правительство.

В заключительных положениях закона содержится недвусмысленная норма о приведении законодательства в соответствие с Законом и о неприменении норм, находящихся в противоречии с нормами Закона о лицензировании.

Из постановления Правительства Москвы от 15 августа 1995 г. № 699 «О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы» не исключены нормы, противоречащие или дублирующие федеральное законодательство. Кстати, если вдуматься, то дополнительное нормативное регулирование в достаточной степени урегулированных отношений окажется лишним.

Вопреки нормам Закона о лицензировании указанное Постановление Правительства Москвы содержит даже перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории Москвы органами исполнительной власти города.

В перечне, помимо видов деятельности, лицензирование которых предусмотрено Федеральным законом о лицензировании (медицинская, фармацевтическая, организация и содержание тотализаторов, ветеринарная и т.п.), а также видов деятельности, лицензирование которых установлено другими федеральными законами в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании (образовательная, связанная с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и т.п.), содержится указание на такие виды деятельности, как:

  • деятельность ломбардов, эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов;
  • деятельность по оказанию ритуальных услуг;
  • риэлторская деятельность;
  • деятельность по эксплуатации и содержанию нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс России) и автозаправочных станций, в том числе передвижных;
  • строительство, реконструкция, ремонт, содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений (кроме федеральных);
  • реализация ювелирных;
  • производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания;
  • реализация продуктов питания;
  • организация и проведение местных лотерей;
  • деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения (генерирующими);
  • проектно-изыскательские работы, связанные с использованием земель;
  • реализация табачных изделий и т.п.

Постановлением также определен порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории г. Москвы. Прежде всего, Порядок установил, что на территории г. Москвы действует единая система лицензирования, состоящая из: Московской лицензионной палаты, входящих в нее структурных подразделений – центров лицензирования; органов лицензирования, которым делегировано право на осуществление лицензирования отдельных видов деятельности федеральными органами исполнительной власти.

Сразу укажем, что на сегодняшний момент Московская лицензионная палата как орган исполнительной власти упразднена и ее функции переданы специально созданному Комитету лицензирования города Москвы, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства Москвы от 25 марта 2003 г. № 175-ПП.

Комитет лицензирования города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, обеспечивающим проведение политики города в области государственного лицензирования, осуществляющим лицензирование видов деятельности на территории города, а также межотраслевое регулирование по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета. Комитет является преемником Московской лицензионной палаты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)