Законодательство о рекламе и иной маркетинговой информации

Действующее российское законодательство о рекламе и иной маркетинговой информации включает в себя нормативно-правовые акты, в которых устанавливаются правила распространения сведений через каналы маркетинговой коммуникации – главным образом сведений, представляющих собой оферту и ее сопровождение, то есть обращенных к потребителям товаров, работ и услуг. Всякая компания в ходе управления маркетинговой информацией обязана следовать требованиям, содержащимся в данных актах.

Одним из основных документов, которые регулируют обращение маркетинговой информации на территории нашего государства, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ). Представление о рекламе в частности и оферте вообще дают ст. 432–445, 494 и 495 ГК РФ. Наиболее важными из них являются ст. 435 и 437 ГК РФ, где раскрывается содержание оферты. Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Второй абзац того же пункта гласит, что оферта должна содержать существенные условия договора.

Из этих юридических дефиниций нетрудно заключить, что оферта есть информация, которая движется в порядке прямой связи по каналам маркетинговых коммуникаций от компании к ее клиенту с тем, чтобы компания имела возможность заключить с этим лицом (физическим либо юридическим) договор на совершение сделки или даже совершить сделку без заключения письменного договора. Понятие рекламы подходит под это описание, что не случайно: в п. 1 ст. 437 ГК РФ мы читаем, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Второй пункт указанной статьи Кодекса поясняет, что оферта необязательно обращена к конкретному лицу, как о том сообщает ст. 435 ГК РФ. Оказывается, существует еще и публичная оферта, которая обращена к неопределенному кругу лиц. Или, если быть буквоедом: предложение заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Можно предположить, что реклама в любой своей форме есть доминирующая разновидность публичной оферты.

Наше предположение верно, поскольку в п. 1 ст. 494 ГК РФ со ссылкой на п. 2 ст. 437 ГК РФ прямо указывается, что предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой. Это правовое определение показывает нам, между прочим, что по каналам маркетинговых коммуникаций могут перемещаться сведения в формате рекламы, каталога или описания товара. Термин «формат сведений (данных, сообщений)» является для нас новым, остановимся на нем для подробного ознакомления.

В соответствии с положениями науки маркетинга, законодательными актами и традициями деловой практики надлежит считать формат сведений способом оформления и формулировки рыночной информации того или иного вида для ее успешного продвижения по каналам маркетинговых коммуникаций. Все основные форматы сведений перечислены в ст. 494 ГК РФ. Из п. 1 данной статьи мы узнаем о рекламе, каталоге и описании. В п 2. статьи называются выставление товаров в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. д.) и демонстрация их образцов, то есть форматы, дублирующие предоставление сведений о продаваемых товарах. Данная деятельность признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Известны ли другие форматы, кроме указанных в Гражданском кодексе – рекламы, каталога, описания и выставления? Нет, этот список является исчерпывающим, если не считать гибридный формат, так называемую рассылку (обычно подписную). Рассылка демонстрирует свойства делового письма с уведомлением о чем-либо, но при этом содержит оферту и совмещает в себе (в разной степени) признаки рекламы, каталога и описания. Таким образом, форматы сведений представлены следующими видами:

  • I a) реклама;
  • I b) каталог;
  • I c) описание предмета;
  • II a) выставление товаров;
  • II b) демонстрация образцов;
  • III) рассылка, где римскими цифрами показаны группы форматов (I – объявления, II – показ, III – синтетический вид объявлений).

Если не считать Гражданского кодекса, то обращение маркетинговой информации регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (частично);
  • Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы»;
  • Указ Президента РФ от 17 февраля 1995 г. № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»;
  • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»;
  • Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 сентября 1995 г. № С5-7/ОЗ-540 «О Федеральном законе „О рекламе“;
  • Описание границ зон распространения и или размещения наружной рекламы на территории города Москвы (приложение к Закону г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы);
  • Указание МВД РФ от 14 сентября 1995 г. № 1/4377 «О реализации Закона Российской Федерации „О рекламе“;
  • Временные требования к размещению рекламы на автомобильных дорогах и улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения для практического использования подразделениями дорожной инспекции и организации движения Госавтоинспекции (приложение к указанию МВД РФ от 14 сентября 1995 г. № 1/4377 «О реализации Закона Российской Федерации „О рекламе“);
  • Информационно-сервисные рекламные знаки индивидуального проектирования применяются на автомобильных дорогах и улицах городов для информирования пользователей дорог о расположении на их пути объектов сервиса различных форм собственности кроме государственной и муниципальной (приложение № 1 к Временным требованиям к размещению рекламы на дорогах и улицах);
  • Примерные символы и надписи на рекламно-сервисных знаках индивидуального проектирования (приложение № 2 к Временным требованиям к размещению рекламы на дорогах и улицах);
  • Порядок согласования мест распространения рекламы на улично-дорожной сети (приложение № 3 к Временным требованиям к размещению рекламы на дорогах и улицах);
  • Журнал согласований наружной рекламы на улично-дорожной сети (приложение № 4 к Временным требованиям к размещению рекламы на дорогах и улицах).

Эти акты, составленные отечественными законодателями, дополняются некоторыми международными нормами в части, не противоречащей российскому законодательству. В первую очередь международные принципы законодательного регулирования маркетинговых коммуникаций закреплены в Международном кодексе рекламной практики Международной торговой палаты (МТП), многие положения которого учитываются и в нашей стране.

Наряду с рекламой существуют и другие виды маркетинговой информации, обращенной к потребителю. Назовем наиболее типичные из них:

  • сведения о товаре;
  • сведения о производителе;
  • ведения о продавце.

Управление многими из перечисленных здесь сведений тоже строго регулируется законодательством. Так, в п. 1 ст. 495 ГК РФ продавцу предписывается предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Например, состав информации для потребителя о товарах, являющихся продуктами питания (продовольственные товары), полностью указан в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. № 401-ст), где детализирован для каждой из групп пищевых продуктов. В общем виде информация такого рода для большинства групп пищевых продуктов включает в себя следующие данные:

  1. наименование продукта;
  2. товарный знак изготовителя (при наличии);
  3. наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);
  4. масса нетто или объем;
  5. состав продукта;
  6. пищевая ценность;
  7. пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
  8. содержание витаминов (для витаминизированных продуктов), клетчатки, пищевых волокон и других компонентов для специальных продуктов с учетом их назначения;
  9. дата изготовления и дата упаковывания;
  10. срок хранения;
  11. срок годности;
  12. обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
  13. информация о подтверждении соответствия;
  14. прочие сведения, смотря по виду продукции.

Скажем, в отношении такого продукта, как мясо птицы в тушках (полутушках, частей тушек), упакованное в потребительскую тару, действует следующее правило. Продавец обязан доносить до покупателей следующую информацию из разряда «прочих сведений»: вид и возраст птицы в наименовании продукта, сорт или категория при наличии; способ обработки (для целых тушек), защитные покрытия, консерванты, пищевые продукты нетрадиционного состава; слово «Госветнадзор» (для целых тушек), термическое состояние, масса нетто в каждой единице потребительской тары – для тушек или общая масса нетто в каждой единице транспортной тары – для упакованных тушек.

Состав сведений для потребителя по отдельной группе товаров может регулироваться не одним, а двумя или даже несколькими нормативными актами. Например, те сведения, которые продавец и производитель биологически активных добавок (БАД) обязаны донести до покупателя, регламентируются, во-первых, упомянутым здесь Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые», а также Методическими указаниями, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 15 октября 1998 г., № МУК 2.3.2.721-98 «Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище».

Как мы убедились по прочтении материалов из предыдущей главы, в информационном маркетинге наибольшее значение имеет входящая информация, а не исходящая, если только исходящая информация не стимулирует потребителей на диалог с компанией. Поэтому останавливаться на затронутой теме более не станем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)