Взаимодействие руководства аудируемого лица с аудиторами. Общение аудиторов с руководством аудируемого лица

Аудитор в определенных случаях должен получить от руководства аудируемого лица разъяснения, необходимые ему для достижения целей его работы. Необходимый объем информации, а также перечень случаев, в которых требуется получение таких разъяснений, определяются аудитором самостоятельно.

Разъяснения, получаемые аудитором от руководства аудируемого лица, могут быть запрошены на этапе предварительного планирования аудита, на этапе подготовки общего плана и программы аудита, непосредственно на этапе проверки — в ходе выполнения аудиторских процедур по существу и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита и подготовки аудиторского заключения. При этом аудитору следует руководствоваться федеральными стандартами № 3, 6, 23 и др.

На разных этапах проведения проверки аудитор должен получать разъяснения от руководства аудируемого лица в следующих целях:

  • на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
  • на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков;
  • на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;
  • на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут свидетельствовать о существенных искажениях бухгалтерской отчетности, а также о возможном существовании неопределенных обязательств.

При этом аудитору следует иметь в виду, что руководство аудируемого лица не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту. Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме о проведении аудита (федеральное правило (стандарт) № 12).

В случае, если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации.

Таковыми могут быть как устное, так и письменное обращение непосредственно к руководителю или представителям руководства проверяемого экономического субъекта, как для получения информации от них самих, так и их содействия при обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделений проверяемого экономического субъекта.

При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить, а также может снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми.

Аудитор должен убедиться, что его запрос правильно понят: он может уточнить вопрос в устной беседе, а также проанализировать полученный ответ.

При получении разъяснений аудитор должен быть готов уточнить отдельные стороны ответа для того, чтобы иметь уверенность в том, что предоставленные ему разъяснения поняты и истолкованы им правильно. По выбору аудитора форма обращения за уточнением может быть устной или письменной.

Отказ руководства аудируемого лица предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитору следует оценить степень влияния отказа руководства аудируемого лица в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита.

В существенных случаях отказ руководства аудируемого лица в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

В соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 23 аудитор должен до завершения аудита получить надлежащие заявления и разъяснения от руководства аудируемого лица.

Аудитор должен получить доказательства признания руководством аудируемого лица ответственности за достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и подписания данной бухгалтерской (финансовой) отчетности руководством аудируемого лица.

Аудитор может получить данные доказательства, проанализировав решения соответствующего органа, осуществляющего общее руководство деятельностью аудируемого лица, официальные за- явления, представленные руководством аудируемого лица в письменной форме, или заверенную соответствующими подписями бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения (письмо-представление) от руководства аудируемого лица по вопросам, являющимся существенными для бухгалтерской (финансовой) отчетности, если предполагается, что получить надлежащие аудиторские доказательства другим путем невозможно.

Вероятность возникновения неправильного понимания аудитором позиции руководства аудируемого лица уменьшается, если устные заявления подтверждают письменно.

Письменные заявления и разъяснения, запрашиваемые у руководства аудируемого лица, рекомендуется ограничить вопросами, которые по отдельности или в совокупности могут быть существенными для бухгалтерской (финансовой) отчетности. В отношении отдельных вопросов для аудитора может оказаться необходимым проинформировать руководство аудируемого лица о причинах, по которым он считает данные вопросы существенными.

В ходе аудита руководство аудируемого лица по своей инициативе или в ответ на конкретные запросы представляет аудитору большое количество заявлений и разъяснений. Если подобные заявления и разъяснения касаются вопросов, существенных для бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор должен:

  •  получить аудиторские доказательства, подтверждающие данные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемому лицу источники информации;
  • оценить, являются ли заявления и разъяснения руко- водства аудируемого лица разумными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам;
  •  определить компетентность и степень информированности лиц, предоставивших заявления и разъяснения по конкретным вопросам.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)