Взаимодействие государства и предприятий

В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь России определяется главным образом конкретными условиями переходного периода, а не теоретическими моделями и условными экономическими расчетами.

Изменение форм собственности не сопровождается применением форм и методов эффективного управления

Бесхозность предприятий, находящихся в государственной собственности. Тенденция к разделению на отдельные части крупных и средних предприятий. Разрушение производственных и управленческих структур корпоративного типа. Права и ответственность собственников и руководителей не разграничены и во многом не упорядочены.

Отсутствие нормативной базы, определяющей требования к управлению государственными предприятиями. Общегосударственный уровень. Самоустранение государственных структур от целенаправленного использования системы экономических и административных рычагов. Отсутствие четкого разграничения прав и ответственности как по вертикали власти, так и между властью и хозяйствующими субъектами.

Необеспеченность правовой защитой договорных отношений. Дезорганизация системы заказов и закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд. Неналаженность системы государственных контрактов. Отсутствие системы подготовки руководителей по управлению государственными пакетами акций. Отсутствие исполнительской дисциплины, координирующих и контрольных функций.

Наряду с общим регулированием экономических отношений одной из важных задач государства является проведение селективно политики поддержки предприятий.

Ее можно реализовать не только на базе нормативных актов общего действия, но и путем принятия адресных нормативных и административных актов, а также на основе конкурсного распределения ресурсов и средств для развития приоритетных направлений экономики.

Можно выделить три формы государственного регулирования экономической жизни:

  1. Утверждение единых для всех общих правил поведения субъектов хозяйствования.
  2. Установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов).
  3. Использование индивидуальных административных актов управления.

Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в экономические отношения.

Действительно, чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь подавляет частную инициативу, снижает эффективность частной собственности, лишает конкуренцию динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики.

Однако не существует раз и навсегда установленных рациональных пределов вмешательства государства в экономическую жизнь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)