Процесс формирования организационных структур

Содержание процесса включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

  1. Формирование общей структурной схемы аппарата управления.
  2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними.
  3. Регламентация организационной структуры.

Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения).

Основная особенность второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления разработки состава основных подразделений и связей между ними заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом, по крупным линейнофункциональным и программноцелевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей.

Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, секторы, лаборатории), на которые организационно разделяются линейнофункциональные и программноцелевые подсистемы.

Регламентация организационной структуры предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:

  • определение состава внутренних элементов базовых подразделений;
  • определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей;
  • распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение;
  • разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях;
  • разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ;
  • расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.

Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)