Высшая школа

Радикально изменилась высшая школа. В ней тоже появился негосударственный сектор. Первые вузы, учрежденные частными лицами и общественными организациями, открылись в 1991 г., а в 2000 г. их было 349 (более трети вузов страны).

В основном их рост шел в первой половине десятилетия.

Затем он замедлился из-за расширения приема на те же специальности в государственных вузах и переизбытка учебных заведений их профиля. Число государственных вузов выросло с 535 в 1992 г. до 590 в 2000 г. Изменился их статус: институты стали университетами или академиями.

Интересно
Расширилась география высшего образования. Вузы начали открывать свои филиалы: столичные – в других регионах (на Волге, Урале, в Сибири), периферийные – в городах своих и соседних административных образований.

Вузы также учреждались в тех национальных районах, где их раньше не было.В ряде университетов Татарстана, Башкортостана, Северного Кавказа и других республик начали вести занятия на языках титульных народов.

Это отвечало росту национального самосознания, развитию языков народов РФ, но снижало качество образования.Выстраивались образовательные вертикали – при университетах создавались центры довузовского и дополнительного образования, колледжи.

У некоторых вузов появились базовые (опорные) школы. Тон в модернизации высшей школы задавали Московский и Санкт-Петербургский университеты – крупнейшие классические вузы, центры науки, образования и культуры в России.

С ними пытались конкурировать новые вузы.  Закон об образовании 1992 г. восстановил академическую свободу и автономию государственных вузов. Теперь их ректоры избирались своими Учеными советами и трудовыми коллективами.

Вузы получили право на коммерческую деятельность – сдавать в аренду площади, открывать платные подготовительные курсы и т.п., но главное, принимать студентов на платное обучение сверх планового набора на бюджетные места. Аспирантура тоже стала в основном платной.

Качество высшего образования в России в целом за 1990-е гг. значительно снизилось. Лучшие вузы держали планку, но уже «работали на экспорт».

Их выпускники, не находя себе применения на родине, массово уезжали в другие страны и укрепляли их научных и интеллектуальный потенциал. А Россия теряла свой золотой запас. К этим потярям нужно отнести и работавших на зарубежные фирмы в России.

На рубеже тысячелетий целью российского образования попрежнему оставался переход на стандарты Запада. Россия стремилась гармонизировать свое образование с западным, унифицировать учебные программы и выдаваемые дипломы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)