Второй этап приватизации

Задачей ваучерной приватизации, как вскоре признались реформаторы, в действительности являлся не справедливый – равномерный – передел госимущества, а формирование в стране частных собственников. Она была решена.

С июля 1994 г. начался второй, денежный, этап приватизации. Теперь госсобственность можно было приобрести лишь за деньги через аукционы, конкурсы, по закрытой подписке. Но ее продажа не стала крупным источником доходов госбюджета.

Тенденции, обозначившиеся на первом этапе, продолжали развиваться. Теперь локомотивы российской индустрии с богатым экспортным потенциалом выставлялись на аукционы по «смешным ценам», и их прибирали к рукам «свои люди».

Олигархический характер политики приватизации открыто проявился в залоговых аукционах. Осенью 1995 г. остро нуждавшееся в средствах Правительство стало брать на короткий срок кредиты у банков под залог пакетов акций крупнейших государственных промышленных объектов, цены которых были занижены.

Так они приобрели «за гроши» 21 стратегически важное производство.

В России появились миллиардеры (официально 7 чел. в 1999 г.), а власть приобрела в их лице политическую опору на выборах Президента. Ставшие в 1997 г. вице-премьерами А. Чубайс и Б. Немцов пообещали покончить с разбазариванием госсобственности.

Интересно
Но первый же организованный по их схеме аукцион вызвал скандал. После того как 25% акций АО «Связьинвест» приобрела компания из ОНЭКСИМ, проигравшие конкуренты Б. Березовский и В. Гусинский через прессу начали разоблачать А. Чубайса и близких ему чиновников во взятках. Б. Ельцин отправил всех, кроме А. Чубайса, в отставку.

Хотя вырученные $1,875 млрд от продажи акций «Связьинвеста» вдвое превысили сумму, полученную от залоговых аукционов в 1995 г., суть приватизации осталась прежней. За несколько лет структура собственности в России изменилась радикально. В 1998 г. у государства оставались лишь 12,5% предприятий, а 73,1% находились в частной собственности, 8,7% – в смешанной.

Крупнейший бизнес, часто начинавший с банковской сферы, интенсивно концентрировал капитал, «материнский» банк поглощал другие банки, вел агрессивную экспансию в регионы, а затем рождались семейства разных компаний из торговых домов, посреднических фирм и промышленных предприятий.

Так в России появились холдинги или финансовопромышленные группы. В других случаях ФПГ создавались промышленными гигантами, учреждавшими для своих нужд финансовые и прочие структуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)