Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв позитивизм
Немецкая классическая философия оказала значительное влияние и на развитие методологии науки. Начиная с 30 — 40-х гг. XIX в. наступил новый этап в развитии методологической мысли.
До этого времени методологические принципы, формулируемые учеными, выдвигались в основном применительно к философскому познанию.
После этого ученые стали формулировать методологические и принципы и нормы как имеющие отношение к любой области научного познания, универсально применимые к любой науке.
С середины XIX в. появляются методологические подходы. Методологическим подходом можно назвать совокупность представлений о путях научного познания и развития науки, имеющих общие наиболее принципиальные моменты, несмотря на всю разницу между взглядами отдельных ученых.
Первым в истории методологическим подходом стал ПОЗИТИВИЗМ.
Одним из непосредственных предшественников раннего позитивизма можно считать французского философа и социалиста-утописта Анри Сен-Симона, сформулировавшего впервые идею трех стадий интеллектуальной эволюции человечества — религиозной, метафизической и позитивной.
На религиозной стадии человек объясняет все сущее божественными силами, на метафизической (по Сен-Симону, она наступила после XV в.) возникает научное мировоззрение с его носителями — светскими учеными.
Метафизическая стадия характеризуется попытками дать рациональное объяснение природе и проследить в ней причинно-следственные связи. Однако позитивная стадия возможна в обществе, последовательно построенном на рациональной научной основе.
Основоположником позитивизма обычно называют французского философа и социолога Огюста Конта (1798—1857). Конт воспринял идеи Сен-Симона о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества.
На позитивной стадии, по его мысли, возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации.
Сама же наука, по Конту, не может ставить вопрос о причине явлений, а лишь о том, как они происходят. Другими словами, наука познает не сущности, а только феномены.
Дальнейшее развитие позитивизм получил благодаря Дж. Ст. Миллю и Г. Спенсеру. Милль совместил позитивистские идеи О. Конта с традицией английского эмпиризма, утверждая, что все знания, а также нравственные чувства и этические принципы человека проистекают из опыта.
Г. Спенсер развил некоторые положения классификации наук, предложенной Контом, на основании того, насколько обобщенным и абстрактным является научное знание.
Так, философию Г. Спенсер считал максимально обобщенным знанием законов явлений, отличающимся от частных наук только степенью обобщенности.
Наука, по его представлениям, может познавать лишь сходства, различия и другие соотношения между чувственно воспринимаемыми явлениями, но не в состоянии проникнуть в их сущность.
В конце XIX в. позитивизм пережил кризис, вызванный бурным развитием естественных наук. В них формулировались обобщения, выходящие далеко за пределы первоначальных позитивистских идеалов научности.
Философский поиск Маха-физика был его естественной реакцией на кризис в физике на рубеже XIX и XX столетий, вслед за которым, уже после публикации его философских трудов, совершилась революция в естествознании.
Следуя традиции эмпиризма, Мах считал ощущения единственным источником познания, а главной задачей науки — описание этих ощущений.
Известный тезис Маха о том, что «материя исчезла», был, очевидно, в значительной мере его эмоциональной реакцией на крушение базовых принципов ньютоновской физики и ситуацию в науке, когда чувственный опыт перестает быть единственным источником познания материи.
Вспомним, что еще за несколько десятилетий до публикации работ Маха в физике начинает использоваться мысленный эксперимент (например, «демон» Максвелла, предшествовавший релятивистской теории материи и пространства).
Р. Авенариус, ставший основоположником эмпириокритицизма, пытался снять традиционную для классических представлений о научной рациональности противоположность субъекта и объекта познания.
Положение о принципиальной координации субъекта и объекта познания — «без субъекта нет объекта, и без объекта нет субъекта» — было субъективно-идеалистическим.
В его работах было сформулировано положение о биологической ценности познания, согласно которому познание происходит по принципу наименьшей траты сил, или «экономии мышления», что было впоследствии особенно резко раскритиковано Лениным.
Примерно в конце XIX в. предметом рефлексии становится ценность науки в жизни общества. В научной среде и в общественном сознании формируются два подхода к проблеме — сциентизм и антисциентизм.
Сциентизмом называют мировоззрение, в основе которого — представление о научном знании как высшей ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма являются методы и результаты естественно – научного познания.
Сциентизм возник в конце XIX в. одновременно с антисциентизмом. Последний подчеркивает ограниченные возможности науки, в крайних формах трактует ее как силу, враждебную человеку.
Сциентизм трактует науку как абсолютный эталон культуры, антисциентизм в своих крайних формах третирует научное знание как антигуманное, возлагая на него ответственность за социальные потрясения.
И сциентизм и антисциентизм становятся более выраженными в зависимости от исторического и социокультурного контекста.
Так, сциентистские настроения были более ярко выражены на рубеже XIX и XX вв. под влиянием успехов естественных наук. Применение США ядерных бомб против Японии в 1945 г. способствовало всплеску антисциентистских настроений среди западной интеллигенции.
В знаменитой дискуссии о физиках и лириках, развернувшейся в нашей стране в 60-х гг., одним из важнейших содержательных аспектов было противостояние сциентистского и антисциентистского взгляда на науку.
Многие люди прониклись сциентистскими настроениями под влиянием успехов физики, бурно развивавшейся кибернетики, впечатляющего старта отечественной космонавтики. «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне», — печально констатировал поэт Б. Слуцкий.
Антисциентистские тенденции проявляются в философии экзистенциализма, в конкретно-научной методологии тех психологических подходов, мировоззренческой основой для которых стала экзистенциальная философия. Некоторые методологические концепции, которые мы рассмотрим, также проникнуты антисциентистскими настроениями.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу