Воздействие европейского законодательства на национальное трудовое право государств – членов ЕС

Государства – члены ЕС обязаны соблюдать принцип «эффективности права», который требует придания нормам права Европейского союза практического эффекта для наилучшего достижения целей и задач, сформулированных в Договоре о Европейском союзе (TEU). К примеру, в решении по делу № 385/05 Суд ЕС постановил, что государства – члены ЕС могут корректировать составляющие элементы трудовых отношений, но это не дает им права самостоятельно определять понятие «работник» и выводить определенные категории работников из-под действия норм права ЕС о свободе передвижения лиц по своему усмотрению (в свое время так сделала Франция, исключив труд молодых работников из-под действия норм учредительных документов Европейского союза).

Государства – члены ЕС должны уважать фундаментальные права, в том числе зафиксированные в нормах права Европейского союза. Так, при определении содержания трудовых отношений национальный законодатель должен учитывать принцип недопустимости дискриминации и принцип равенства в реализации трудовых прав.

В соответствии со статьей 153 Договора о функционировании ЕС (TFEU) Европейский союз может лишь поддерживать и дополнять деятельность государств – членов ЕС в сфере трудового права, он не вправе вводить единое понятие трудовых отношений. Вместе с тем государства – члены ЕС, согласившись на передачу регулирования части вопросов трудового права на наднациональный уровень, позволив институтам ЕС вырабатывать и закреплять стандарты в трудовой сфере, не смогут препятствовать реализации этого на практике.

Интересно
Органы ЕС поступательно двигаются в направлении гармонизации регулирования трудовой сферы на общеевропейском уровне. Согласно пункту 2 статьи 153 Договора о функционировании ЕС Европейский парламент и Совет ЕС посредством директив могут устанавливать минимальные требования, вводимые в действие постепенно, с учетом имеющихся в каждом государстве – члене ЕС особенностей. Объем нормативных актов, регулирующих данную область, с каждым годом возрастает.

Суд ЕС, в свою очередь, принимает все больше решений в пользу Европейского союза, обязывая тем самым государства к более строгому следованию предписаниям норм права ЕС.

В соответствии со статьей 4 Договора о функционировании ЕС совместная компетенция Европейского союза и государств – членов ЕС распространяется в том числе на социальную политику применительно к аспектам, определенным в Договоре о функционировании ЕС.

В статье 9 этого же Договора подчеркивается, что при определении и осуществлении своей политики и деятельности Европейский союз должен учитывать потребности в содействии высокому уровню занятости, в обеспечении социальной защиты, в борьбе с социальной маргинализацией. Таким образом, нормы трудового права ЕС образуют общую платформу для обеспечения целостного и однородного понимания трудовых аспектов, выходящих за рамки национального трудового законодательства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)