Вопросы информационной безопасности в перечне национальных интересов РФ

В настоящее время базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее —Стратегия).

Стратегия (др. греч. στρατηγία – «искусство полководца»)— общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.

Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по критерию «ресурсы-цель», таким образом, стратегия – интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия; образ действий в виде взаимосвязанного комплекса управленческих решений, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Необходимость разработки и совершенствования стратегии вызвана:

  • обострением межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью их развития и углублением разрыва между уровнем благосостояния стран;
  • уязвимостью всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз;
  • укреплением новых центров экономического роста и политического влияния и складывающейся качественно новой геополитической ситуацией;
  • несостоятельностью глобальной и отдельных региональных систем безопасности;
  • несовершенством правовых инструментов и механизмов, создающих угрозу обеспечению международной безопасности;
  • необходимостью решения важных внутренних вопросов в области здравоохранения, образования, науки, экологии, культуры, а также повышения уровня благосостояния граждан и экономического роста.

Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

Конституция является основным источником права в области обеспечения безопасности в России.

Закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации — это базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Основная задача Стратегии состоит в обеспечении национальной безопасности — реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности.

С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире ее национальными интересами на современном этапе являются:

  • сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;
  • защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны;
  • поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
  • развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;
  • устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе;
  • охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата;
  • укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;
  • поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений.

Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов:

  • сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;
  • оборона страны;
  • государственная и общественная безопасность;
  • информационная безопасность;
  • экономическая безопасность;
  • научно-технологическое развитие;
  • экологическая безопасность и рациональное природопользование;
  • защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;
  • стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.

Реализация Стратегии осуществляется на плановой основе путем согласованных действий органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества под руководством Президента Российской Федерации за счет комплексного применения политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.

В Стратегии уточнён и конкретизирован ряд понятий теории национальной безопасности:

  • национальные интересы Российской Федерации — объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии;
  • стратегические национальные приоритеты Российской Федерации — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
  • национальная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны;
  • угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации;
  • система обеспечения национальной безопасности (СОНБ) — совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.

Достижению национальных интересов препятствуют те или иные угрозы. Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости от того, где расположен источник опасности. Если опасность исходит от другого государства или его граждан, то угроза признается внешней, если же нанесение вреда исходит со стороны сограждан государства, то это внутренняя угроза.

Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее время воздействие многих угроз носит трансграничный характер. К ним относятся политические, военно-политические или силовые, информационные угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т. д.) являются внешними. Трансграничные угрозы для безопасности Российской Федерации имеют тенденцию к возрастанию.

Основываясь на положениях федерального закона «О безопасности» и Стратегии, можно выделить некоторые элементы структуры национальной безопасности. В Стратегии определены три основных объекта безопасности — личность, общество и государство. Иными словами, личность, общество и государство являются элементами структуры объекта национальной безопасности, а не самой национальной безопасности.

При этом следует различать систему обеспечения национальной безопасности и систему национальной безопасности.

Первая — это система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности, а вторая-это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия национальных интересов и разнообразных форм угроз, возникающих в тех или иных сферах жизнедеятельности государства.

Система национальной безопасности России складывается из совокупности составляющих (видов национальной безопасности), которые должны обеспечивать сбалансированные интересы личности, общества и государства в отношении. К этим составляющим (видам) относятся безопасность в международной, экономической, военной, внутриполитической, информационной, социальной, экологической и других сферах.

При этом одна из ключевых ролей в системе обеспечения национальной безопасности отводится информационной составляющей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)