Эволюция места и роли информационной безопасности в системе обеспечения национальной безопасности

На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развевающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам».

Защита информации обеспечивается в любом государстве и в своем развитии проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств ее добывания, правового режима и реальных усилий его по обеспечению защиты информации.

Информация, проникая во все сферы деятельности государства, приобретает конкретные политические, материальные и стоимостные выражения. На этом фоне в настоящее время все более актуальный характер приобретает задача обеспечения информационной безопасности России как неотъемлемого элемента ее национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач.

Достижение цели обеспечения информационной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение следующих задач:

  • формирование безопасной среды оборота достоверной информации, повышение защищенности информационной инфраструктуры Российской Федерации и устойчивости ее функционирования;
  • развитие системы прогнозирования, выявления и предупреждения угроз информационной безопасности Российской Федерации, определения их источников, оперативной ликвидации последствий реализации таких угроз;
  • предотвращение деструктивного информационно-технического воздействия на российские информационные ресурсы, включая объекты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • повышение защищенности и устойчивости функционирования единой сети электросвязи Российской Федерации, российского сегмента сети Интернет, иных значимых объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также недопущение иностранного контроля за их функционированием.

Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества.

Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного неравенства. При этом ведется активная работа по вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка, вовлечение страны в «информационные войны» в целях нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов.

На фоне всего этого наблюдается и тенденция получения несанкционированного доступа к информации закрытого характера и использование ее в целях подрыва безопасности государства (технологии «оранжевых революций и т. п.). Самостоятельный блок информационных угроз представляет стремление отдельных стран к доминированию в мировом информационном пространстве.

Угрозы информационной безопасности в ходе реализации Стратегии предотвращаются за счет совершенствования безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов информатизации Российской Федерации, повышения уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создания единой системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что реализация национальных интересов России возможна только на основе обеспечения ее безопасности в информационной сфере. В этих условиях вопросы информационной безопасности становятся не менее важными, чем вопросы военной безопасности. Информационное воздействие применяется как для обеспечения применения радиоэлектронных средств, так и в качестве идеологического прикрытия при создании необходимого образа справедливости проводимой политики в общественном сознании.

Информационные системы, включающие телекоммуникации, аналитическую и прогнозируемую информацию, не только обеспечивают информационную поддержку функционирования различных сфер жизнедеятельности страны, но и могут оказывать воздействие на состояние безопасности страны в целом.

Поэтому решение задач обеспечения безопасности борьбы в информационной сфере не сводится только к защите каналов и средств передачи информации, охране государственной тайны, правительственной связи и информации и другим вопросам, которые принято рассматривать при анализе совокупности угроз и системы мер по обеспечению информационной безопасности.

К вопросам информационной безопасности также относятся безопасность информационных систем управления промышленностью, отраслями, предприятиями, банками.

Необходимо отметить, что угрозы информационной безопасности весьма многообразны, не всегда могут классифицироваться и систематизироваться, поскольку динамика развития науки, технологий, общества и экономики, в целом, постоянно изменяют существующие и создают новые угрозы.

К таким угрозам можно отнести международный кибертерроризм, информационно-финансовые атаки и т. д. Угрозы информационной безопасности могут быть направлены как на разрушение любого компонента системы обеспечения национальной безопасности и их взаимосвязи, так и на механизм обеспечения в целом.

Кроме того, влияние угроз в информационной сфере во все возрастающей степени направленно на интересы личности, общества и государства. При этом воздействие на личность в целях снижения активности жизненной позиции все больше осуществляется посредством коммуникационных средств и технологий.

Сложность стоящих перед Россией задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, исходящей из взаимосвязанности проблем национальной безопасности и информационной безопасности.

Интересно
Новые вызовы и угрозы в информационной сфере (прежде всего кибер-терроризм, информационный шпионаж, организованная преступность в информационной сфере, опасность распространения вирусных компьютерных атак на информационно-управляющие системы в экономике, и прежде всего в финансовой сфере и т. д.) носят глобальный характер и требуют адекватного ответа для их преодоления.

Всё это в совокупности обусловливает повышение роли и значимости информационной безопасности в обеспечении национальной безопасности, превращая ее в системообразующую основу структуры национальной безопасности.

Согласно Стратегии — технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению, образуют средства обеспечения национальной безопасности, что свидетельствует об особой важности информационной составляющей системы обеспечения национальной безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)