Виды журналистской деятельности и формирование информационной политики

Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую.

Конечно, в реальной практике они переплетаются и в творческой деятельности конкретных журналистов оказываются неотделимыми одна от другой. И тем не менее каждый из этих видов имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста, как правило, все же относится к одному из них.

Редакторская (лат. redactus — «приведение в порядок») деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов.

Журналист постоянно сталкивается с так называемым «литературным редактированием» — различными видами правки текста (сокращения, уточнения и изменения структуры, стилистические замечания и пр.), работой над формой произведения.

Содержательную сторону работы над произведением — его замыслом, тематикой и проблематикой, общей концепцией — вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства.

В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование (обязательно с согласия и желательно при участии автора) может носить различный характер — от работы по полному согласованию с позицией редакции до рекомендательных советов (когда редакция объявляет, что точка зрения авторов не обязательно должна совпадать с позицией газеты или программы).

Определение же информационной политики, формирование облика издания и программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ, а затем и компоновка номеров и выпусков — это уже редакторская деятельность «высшего уровня».

Ее ведет руководящий «штаб» каждого СМИ — главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру).

Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований, а также специально выделенных сотрудников редакции) позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено направление деятельности и определен «внешний облик» данного СМИ) вести его повседневную работу на подобающем уровне, внося необходимые уточнения и изменения в программные задачи и способы их реализации в связи с изменением в социальной реальности.

Специальные задачи у организаторской деятельности: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информационной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики; решение кадровых вопросов; управление деятельностью редакции; формирование массовых связей, организация работы корреспондентского корпуса; отслеживание поведения аудитории и снабжение руководства и сотрудников сведениями о ее интересах и реакции на выступления СМИ, запросах и пожеланиях работников подразделений редакции, поддержание связей с рекламодателями, спонсорами и т.д. и т.п.

Под руководством «штаба» редакции свою работу ведут многие специализированные подразделения: службы создания электронных версий, отделы писем, массовой работы, социологических исследований, корреспондентской сети, рекламы, службы распространения, общественные приемные и т.д.

От деловитости сотрудников и творческого уровня организаторской работы успех дела в журналистике зависит не в меньшей мере, чем от подготовленности, способностей и искусства редакторов и авторов.

Авторская (от лат. auctor — «создатель»; не от греч. autos — «сам») деятельность — самая значимая часть работы большинства журналистов.

Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка произведений в номер или программу, и составление сборника произведений, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законодательными актами по авторскому праву.

Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной долей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере всё), но при этом непременно специализироваться в той или иной области (тематической, проблемной, жанровой, стилевой и т.д.).

Только в том случае, если сотрудники редакции могут «закрыть» все направления и необходимые формы ее деятельности на достаточно высоком уровне и при взаимозаменяемости (если возникнет необходимость), можно говорить о сформированном творческом коллективе.

Важнейшим объединяющим фактором в деятельности редакции является принятая информационная (редакционная) политика, принятая конкретным СМИ, но разрабатываемая и реализуемая в законодатель- но определенных рамках государственной информационной политики.

Исходная часть информационной политики конкретного СМИ — это направление, идейно-творческая концепция ведения проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы.

Основные черты этого направления определяются учредителем при разработке концепции СМИ в ходе подготовки к его регистрации. Учредитель может осуществлять эту деятельность самостоятельно или в сотрудничестве с будущими руководителями издания или программы.

Последний вариант предпочтительнее, так как позволяет подключить к сложному делу формирования направления профессионалов и еще до регистрации создать ядро будущей редакции, одновременно удостоверившись в том, насколько их творческий уровень соответствует успешному ведению СМИ в выбранной информационной «нише», а социальная позиция отвечает взглядам учредителя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)