Вера в магические силы (магическая направленность сознания)

Рациональная вера и вера в Бога, не сопровождающаяся убеждением в собственном бессилии, поддерживают такие ценности, как терпение, упорство, ориентируют на длительные усилия и собственную активность, на принятие всей ответственности за себя или хотя бы ее разделение. Вера в магические силы означает полное непринятие ответственности за себя, ожидание волшебных преображений и помощи магических сил в решении жизненных задач.

Маг или мистик принимает иррациональную веру, но lie в абсолют, а в самого себя. Он сам для себя абсолют. Фромм замечает, что для иррациональной веры психологически вполне верно высказывание «Верую, ибо абсурдно». Если кто-то делает заявление, звучащее разумно, он делает то, что, в принципе, может сделать каждый. Но если он осмеливается сделать заявление, абсурдное с разумной точки зрения, то самим этим фактом он демонстрирует, что вышел за пределы здравого смысла и, значит, обладает магической силой, ставящей его над человеком среднего уровня.

Вера в магические силы освобождает от ответственности, устраняет тревогу, вызываемую возможной ошибкой при принятии решений, поскольку решения не принимаются. Жизненно важные решения предопределены судьбой. Через гадалку, ясновидца, астролога слышен голос судьбы, ему необходимо повиноваться.

Вера в Бога для многих мало приемлема, поскольку абстрактна, настраивает людей на длительную работу над собой, смирение, на борьбу со страстями, с грехом. Все это возможно, если личность направляема дальними мотивами, если есть способность двигаться к дальним целям, путь к которым долог. Люди с такими личностными особенностями составляют меньшинство.

Вера в магические силы возникает при малоразвитых, фрагментарных религиозных представлениях, но с выраженной потребностью переживать религиозные чувства. Религиозные чувства, как и любые другие, должны иметь какой-либо энергетический источник. Религиозная практика той или иной традиционной конфессии не дает энергии для этих чувств. В ней мало новизны, щекочущей нервы неопределенности, остроты переживаний. Многое из этого человек находит в секте. Секта изолирована, поэтому более сплочена, в ней интенсивнее общение, выше требовательность к членам. Жизнь секты порождает впечатление большей наполненности особым смыслом, особыми трудностями.

Вера в магию связана и с ожиданием, страстным желанием чуда. Под влиянием самовнушения и внушения магов разного рода человек начинает чаще находить маленькие или большие чудеса.

Магическое мышление уходит корнями в язычество. В религиозном чувстве языческой веры доминирует страх перед неизведанным. В ней мало надежды. Вера в Абсолют избавила от этого и поселила в душе человека надежду. Избавила его от принижения и уменьшила страх, но оставила страх перед Богом. Этот страх не принижающий. Он не то же самое, что совесть, но идет с ней рядом.

Выбор ориентира веры обусловлен личностными особенностями, социальным окружением, характером текущей жизненной ситуации и рядом других факторов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)