Уровни педагогических способностей

Структура общих познавательных способностей является многомерной, хотя и измерения и не являются независимыми. Можно выделить способности по уровню их генерализованности (общие – специальные), по роли жизненного опыта в их проявлении («текучий», «кристализованный» интеллект) .
Педагогические способности имеют два взаимосвязанных уровня:

  •  рефлексивный;
  •  проективный.

Рефлексивный уровень включает три вида чувствительности:

  • чувство объекта – умение увидеть, какой отклик находят у ребенка объекты реальной действительности, проникнуть в психологию учащегося;
  • чувство меры или такта – умение понять изменения, происходящие в личности ребенка (в его деятельности) под влиянием различных средств педагогического воздействия, а также причины изменений;
  • чувство причастности – способность оценить свои достоинства и недостатки, а также и свою деятельность.

Проективный уровень включает в себя пять видов чувствительности:

  • гностическую – к требованиям педагогической системы (т.е. требования к учащимся, родителям и самому учителю), к результатам действий педагогической системы, ранее полученным на выходе, к причинам продуктивного или непродуктивного функционирования этой системы, к систематизации знания, к познанию индивидуальных особенностей детей;
  • проектировочную – к изменениям, которые должны произойти в личности ученика к моменту выхода из данной педагогической системы, к педагогическим средствам, последовательности их применения, способствующим этим изменениям, к проектированию личности ученика, возможности его развития, а также своей деятельности;
  • конструктивную – к способам отбора и композиционного построения учебно-воспитательной информации, вызывающей у учащихся эмоциональный, интеллектуальный и практический отклик;
  • коммуникативную – к способам установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися и их перестройке в соответствии с развитием целей и средств воздействия, а также к способам мотивирования, эмпатии, суггестии;
  • организаторскую – к способам включения учащихся в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую личность учащегося, формирования способности к самоорганизации, самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию. Рассмотрим более конкретно некоторые виды педагогических способностей.

Конструктивные способности – это способности проектировать личность ребенка и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Их развитие включает в себя:

  • хорошее знание предмета («Треску много, а знания у него жиденькие»);
  • хорошее знание психологических особенностей детей разного возраста («Будто и не смотрит, а все видит». «М.И. по глазам видит, когда кто-нибудь расстроен или не выучил урока»);
  • владение устной речью (доступной, правильной, воздейственной) («Для нас нет большего удовольствия, чем слушать нашего литератора. Как хорошо он умеет говорить! Звонок воспринимается как досадная помеха»);
  • творчество в методическом плане («Самое важное в учителе – делать все ясным и понятным. Даже радостно учиться у такого»).

Конструктивные способности связаны со сбором и переосмыслением постоянно изменяющейся информации, значимой для успешного выполнения педагогической деятельности; с умением делать сложное доступным для возраста ученика, понять и принять логику его действий и его позицию.
Организаторские способности – способности активизировать учащихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность, помогать личности стать активной в движении к целям гуманистического воспитания и самовоспитания.

Становление данной способности включает в себя:

  • требовательность – способность осуществлять нужное в соответствии с педагогической ситуацией и оптимальной силой воздействия («У него замечательная черта – умение требовать без нажима»);
  • уважение к другим людям, тактичность («Мы были рады, когда ушел П.И. Он думал взять нас окриками, одними приказами, но заставил только терпеть его»;
  •  жизнерадостность («Очень вялый, при его виде спать хочется»).

Организаторская способность связана с созданием организационных форм и методов обучения и предполагает наличие:

  • во-первых, знаний социальной психологии;
  • во-вторых, умение работать с коллективом и в коллективе;
  • в третьих, конструктивной и коммуникативной способностей, а также использования собственной личности в качестве инструмента воздействия на коллектив;
  • в-четвертых, практической направленности ума – владение практической психологией, готовность применять данные о психологических феноменах к практике решения педагогических задач.

Организаторские способности связаны с умением вести детей за собой, включать их в разнообразные виды деятельности.

Организаторские способности характеризуются тем, что по мере проникновения в сущность личности учащегося у педагога происходят следующие изменения в способах воздействий:

  •  уменьшение количества воздействий и повышение их эффективности;
  •  увеличение их «репертуара»;
  •  замена прямых воздействий косвенными;
  • увеличение частоты проявлений их избирательности;
  • увеличение частоты выдачи отчетной информации по собственному побуждению без запроса педагогов.

Выделяются следующие компоненты в структуре организаторских способностей:

Организаторское чутье.

Оно включает в себя:

  • психологическую избирательность – преобладающе-избирательное отражение психологии людей;
  • психологический ум – способность применить данные этого отражения к практическим требованиям деятельности;
  • психологический такт – способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними.

Эмоционально-волевая бездейственность – проявляется в способности заряжаться и заряжать других энергией, в требовательности и критичности.

Склонность к организаторской деятельности – высокий, действенный, устойчивый интерес и потребность, готовность к ней, стеничность чувств в процессе осуществления педагогической деятельности. Власть педагога над учащимися прямо пропорциональна его авторитету, который формируется и проявляется во взаимодействии с ними. Успешность взаимодействия определяется многими факторами. Особую роль играет способность учителя управлять собственным личным царством – процессами своего мышления, своего поведения так, чтобы он мог получать только те результаты, к которым стремится.

Своеобразной формой власти над учащимися является знание их психологических особенностей.
Коммуникативные способности – это способности устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю. Эти способности связаны с созданием официальных норм и правил поведения и проявляются в сложной системе педагогической деятельности учителя:

  • взаимоотношения его с учениками разного возраста по разным поводам: («Хуже всего -заискивающий перед учениками учитель. Такой была учительница зоологии – чего только она ни делала, чтобы купить расположение ребят! Я думал: зачем она унижает себя. Ведь предмет она знает хорошо»);
  • с учителями разных предметов;
  •  с администрацией школы;
  • с родителями (разных возрастов, разного социального положения);
  •  с людьми, организующими внеучебную деятельность.

Коммуникативные способности проявляются в установлении и поддержании контактов с детьми, в правильном построении взаимоотношений с ними.

Основу коммуникативных способностей учителя составляет умение ладить с разными людьми в разнообразных, порой острых педагогических ситуациях. Сглаживание остроты ситуации обеспечивается надситуативным подходом к осмыслению, пониманию и реагированию на происходящее.

Можно выделить обобщенные чувства (аналогичные по уровню обобщенности отвлеченному мышлению): чувство юмора, иронии и т.п. Уже чувство комического, с которым нельзя смешивать ни юмор, ни иронию, заключает в себе интеллектуальный компонент. Чувство комического возникает в результате внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сперва с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность. Несоответствие или несуразность, обычно заключенные в комическом, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение несостоятельной претензии. Чувство комического предполагает, таким образом, понимание несоответствия.

Значительно сложнее, чем чувство комического, собственно юмор и ирония. Юмор предполагает, что за смешными, вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется. С юмором относятся к смешным, маленьким слабостям или не очень существенным и, во всяком случае, безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними стоят реальные достоинства. Чистый юмор означает реалистическое принятие мира со всеми его слабостями и недостатками, которых не чуждо в реальной действительности обычно даже самое лучшее, но и со всем тем ценным, значительным и прекрасным, что за этими недостатками и слабостями скрывается.

Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал – действительности, возвышенное – смешному. Смешное, безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его проявления, а только как его противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающим у него ироничное отношение.

Если структура способностей является своеобразным отражением структуры деятельности, то главными компонентами педагогических способностей тоже являются конструктивный, организаторский и коммуникативный. Общей для них является способность к анализу и обобщению в конструктивной, организаторской и коммуникативной областях деятельности и перестройка собственной деятельности и поведения на этой основе (гностический компонент).

Коммуникативная деятельность преподавателя имеет две основные стороны:

  •  умения педагога целенаправленно изменять свои отношения с учащимися, учитывать субъективные и объективные условия, выбирать необходимую стратегию и тактику поведения в ситуации общения, т.е. самоуправление своим общением;
  •  способность личности учитывать, предвидеть, планировать влияние тех коммуникативных средств и методов, из которых складывается акт общения, на процесс обучения в целом и на взаимоотношения учащихся в коллективе. Преподаватель, являясь субъектом управления, одновременно есть субъект самоуправления.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)