Место педагогической психологии среди других областей психологического знания

Вопрос о критериях выделения педагогической психологии в качестве особой научной дисциплины фактически затрагивает более общий вопрос — об основаниях классификации различных областей психологического знания: общей психологии, возрастной и детской психологии, психологии труда и инженерной психологии, космической психологии, психологии спорта и т.д. В настоящее время отсутствует единый критерий в данном расчленении, так что с точки зрения формальной логики существующая классификация является неудовлетворительной.

Сравним педагогическую психологию с возрастной. Последняя имеет дело с процессами развития. Одной из важнейших ее проблем является определение содержания стадий развития (например, становление интеллекта или формирование личности) и условий перехода от одной стадии к другой.

Педагогическая психология выявляет закономерности присвоения общественно выработанных способов действий и используемых в них знаний на той или иной стадии развития. Она устанавливает также связь процессов учения с процессами развития, т. е. выясняет, при каких условиях первые обеспечивают возможность последних.

Вместе с тем педагогическая психология исследует деятельность по передаче и присвоению социального опыта, в силу этого она становится в один ряд с психологией труда, так как последняя изучает различные виды человеческой деятельности. Более того, это дает формальное право считать педагогическую психологию частью психологии труда. При этом последовательное использование данного критерия должно привести к выводу, что, например, детская психология должна изучать главным образом игровую деятельность — особенности ее структуры, функционирования и генезиса. Очевидно, однако, что детская психология принципиально не может ограничиться данными проблемами.

Интересна сделанная в свое время В. В.Давыдовым попытка пересмотреть отношения между этой наукой и возрастной психологией: по его мнению, она является частью возрастной психологии. Он аргументировал это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения у учащихся, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся.

Такая позиция В. В. Давыдова была обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривалось им как форма, а развитие — как содержание, которое в ней реализуется. Этот исследователь подчеркивал тесную связь закономерностей обучения с целями (а следовательно, и содержанием) обучения. Поскольку цели являются функцией того или иного исторического периода в развитии общества, определяются свойственным ему характером образования, то педагогическая психология, согласно В. В. Давыдову, должна включать в свой предмет и анализ различных эпох развития образования. Он считал это требованием исторического подхода к проблемам обучения.

Иными словами, педагогическая психология должна изучать не только развитие соответствующих научных идей, но и развитие практики образования, прежде всего школьного. Сам В. В. Давыдов реализовал этот подход в своих экспериментальных и теоретических исследованиях в тесной связи с другим требованием, предъявлявшимся им к педагогической психологии, — включением в ее предмет проблем развития человека как личности, формирования его как гражданина. Одним из уязвимых мест этого подхода является то, что предмет педагогической психологии оказывается отчасти перекрывающимся с предметом педагогики.

Так или иначе педагогическая психология вписана в систему других областей психологии. Ее связь с каждой из них является двусторонней. Она руководствуется методологией исследования, которая представляет собой «проекцию» общепсихологической методологии. Педагогическая психология принимает во внимание данные возрастной психологии и других наук. Одновременно она сама поставляет данные для общей и возрастной психологии, для психологии труда, нейро- и патопсихологии и др.

Ее важнейший метод — формирующий эксперимент — вошел в другие отрасли психологии в качестве одного из ведущих методов исследования. Определяя закономерности формирования желаемых психологических свойств, педагогическая психология обеспечивает базу для корректного применения данного метода другими психологическими науками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)