Цветовой тон, светлота и уровни ахроматичности

Понятие цвет достаточно сложно и содержит в себе четыре конкретные характеристики.

К ним относят:

  1. Цветовой тон (цветность) – обозначение, название цвета;
  2. Светлота цвета – означает различие внутри одного и того же монохромного цвета. Этот термин характеризует степень добавления к данному монохромному цвету белой или черной краски.
  3. Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от ахроматического, интенсивность цвета. Ахроматические цвета не имеют насыщенности.
  4. Температура – степень содержания в цвете теплых или холодных тонов.

Рассмотрим данные характеристики более подробно.

Цветовой тон – общее понятие, которое скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а предмету в целом в нашем индивидуальном видении.

Под цветовым тоном мы понимаем возможность отнести любой хроматический цвет по сходству к тому или иному цвету спектра.

Цветовой тон определяется в основном волновым составом отраженного светового потока, это качественная характеристика, определяющая монохромность отраженной волны.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлота каждого красочного пятна зависит от светлоты содержания в нем ахроматического серого (и его светлоты).

Различные варианты краски одного и того же цвета, но усиленного или ослабленного, называются оттенками. Разность светлоты создает ощущение объема.

Интересно
Насыщенность – объективное качество красочного пятна, степень его цветности. Это процентное содержание основного цвета или цветового тона в цвете. В обыденной речи насыщенность описывают следующими словами: тусклый, бледный, сильный, слабый, плотный, густой и др. Потемнение или посветление цвета – понижение его насыщенности.

Температура цвета предполагает условное разделение цветов на «теплые» и «холодные». Принято считать, что красный, оранжевый и желтый цвета – теплые, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Отличие холодного цвета от теплого, безусловно, самое общее, поскольку любой цвет в своем цветовом тоне может быть холодным или теплым, в зависимости от степени отклонения от основного «нейтрального, чистого».

Чистые цвета относятся к нулевой отметке цветов, они мало динамичны и поэтому мало выразительны.

Для того чтобы более точно понять принцип цветового конструирования прически, необходимо, так же как и в живописи, рассмотреть двенадцатичастный цветовой круг (рис. 2).

Цветовой тон, светлота и уровни ахроматичности

Известно, что основными цветами в данном круге являются красный, синий и желтый. Это цвета первого порядка. Дополнительными цветами являются цвета второго порядка, полученные путем смешения основных – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Далее идут цвета третьего порядка, каждый из которых создается сочетанием цветов первого и второго порядка – желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, зелено-синий.

В парикмахерском искусстве цвета первого порядка дают все натуральные оттенки, существующие в чистом виде в природе и не получающиеся путем смешивания, они присутствуют в натуральном цвете волос (в кортексе). Как уже говорилось ранее, в волосе содержатся три вида пигментов – синий, красный, желтый. Смешение пигментов всех трех цветов дает натуральный тон волоса.

Дополнительные цвета являются нейтрализующими цветами и используются при обычном окрашивании, добавлении mix-тонов для придания цвету необходимого оттенка или для коррекции нежелательных оттенков. Так, например, желтый оттенок можно корректировать фиолетовым, зеленый – красным и т.д.

Рассмотрим теперь деление цвета волос на уровни с точки зрения разложения цвета. Как уже говорилось ранее, наши волосы высоко ахроматичны, поэтому возьмем за основу ахроматическую ось (рис. 4), которая состоит примерно из 250 оттенков серого цвета.

Поскольку в нашей работе разница между двумя светлотными характеристиками незначительна, поэтому будем использовать ее сокращенный вариант. В этом случае ахроматическая ось делится на 14 светлотных характеристик:

Цветовой тон, светлота и уровни ахроматичности

Хроматичные цвета также делятся на уровни и используются при обозначении оттенка волос или красителя:

  • 0 – натуральный (нейтральный);
  • 1 – пепельный;
  • 2 – зеленый (матовый);
  • 3 – желтый (золотистый);
  • 4 – оранжевый (медный);
  • 5 – красный;
  • 6 – фиолетовый;
  • 7 – коричневый;
  • 8 – синий;
  • 9 – ваниль.

На основе ахроматической оси и присвоенных обозначений красителям, расшифруем номер красителя, который содержит уровень натурального тона и оттенки.

Рассмотрим краситель 8/76, и 8/43, где 8/ (светло-русый) – уровень натурального тона; /7 (коричневый, теплый) – оттенок, которого много в натуральном тоне; /6 (фиолетовый, холодный) – оттенок, который нейтрализует /7. Во втором примере – /3 (желтый, теплый оттенок) усиливает, насыщает предыдущий оттенок /4 (медный, теплый).

Таким образом, мы разобрали основные характеристики цвета, которые необходимо учитывать при окрашивании волос. Это дает нам возможность в дальнейшем гармонично сочетать различные цвета между собой (не только при смешении красителей, но и непосредственно при окрашивании волос), создавая интересные образы. Особую выразительность образа придают гармоничные сочетания и цветовые контраст.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)