Измерение степени осветления и интенсивности окрашивания волос

Весьма важным для контроля качества продукции и разработки новых красящих и осветляющих препаратов является установление количественной шкалы измерения интенсивности окрашивания и осветления волос. Такая шкала устанавливает соотношение между уровнем ощущения светлоты, цветового тона, насыщенности (фон осветления) и физической интенсивностью фактора, вызвавшего этот стимул (окислителя). Далее рассмотрим процесс осветления более подробно.

Осветление и обесцвечивание (блондирование) – это размывание натурального или искусственного пигмента.

В результате осветления можно изменить цвет волос на несколько ступеней, а при блондировании – совсем обесцветить их. Для слабой или средней степеней осветления можно использовать красители блонд-группы, для высокой степени осветления необходимо применять блондирующий препарат, позволяющий осветлить волосы на шесть-семь тонов1.

Красителем блонд-группы можно осветлять только природный цвет волос, так как данный краситель не способен обесцветить искусственный пигмент. Окрашенные волосы осветляют только специальными блондирующими препаратами.

Современные красители для осветления волос создают большой осветляющий эффект, но в отличие от блондорана, менее агрессивны, так как содержат иного вида щелочи и субстанции, осуществляя одновременно уход за волосами.

На рис.4 была приведена шкала светлоты натурального тона волос, которая, как было отмечено выше, непосредственно связана с концентрацией пигмента в волосах (иначе говоря, зависимость светлоты волос от степени концентрации в них меланина).

Измерение степени осветления и интенсивности окрашивания волос

Диаграмма на рис.4 показывает, что при переходе на одну и ту же ступень осветления из темных волос требуется вывести существенно больше пигмента, чем из светлых.

Интересно
Аналогичным образом, одинаковое изменение светлоты для темных и светлых волос сопряжено с осветлением различной степени. Не рекомендуется проводить единовременное осветление более чем на 4-4,5 тона, так как это ведет за собой нежелательное повреждение волос. Поэтому нельзя получить из темных волос (черных или темно-коричневых) светлые 8-ой или 9-ой светлоты за один цикл блондирования.

Во время осветления волос красителем блонд-группы происходит сразу два процесса – осветление и нюансировка цвета. Тогда как обесцвечивание волос блондораном требует дальнейшей работы с волосом, а именно корректировку полученного оттенка (применение техники «пастельное тонирование» или корректировка цвета микс-тоном), поскольку в большинстве случаев потребитель, осветляя волосы, хочет получить не оранжево-желтый, а платиновый, жемчужный или пепельный оттенок волос.

Как уже говорилось ранее, при осветлении волосы приобретают желто-оранжевый цвет, длина волны которого равна 585 нм. В нашей терминологии это означает, что необходимо оттенение волос красителем, имеющим длину волны 480 нм, так как он будет смещать волос в сторону ахроматичности, снижая, тем самым, цветность, т.е. «снимая» желтизну. Таким образом, идеальным красителем для снятия желтизны является спектрально чистый краситель с доминирующей длиной волны 480 нм, что соответствует голубому цвету.

Часто, на практике при использовании красителей бывает трудно выдержать данное условие, поскольку применение голубых оттеночных препаратов может сдвинуть цвет в сторону зеленоватых оттенков. Поэтому для устранения этого эффекта следует применять красители с меньшей, чем 480 нм длиной волны, или красители, смещающие цветность в сторону фиолетовых (пурпурных) оттенков.

Тонирование после обесцвечивания позволяет решить две задачи:

  • улучшить состояние волоса, потому что в процессе окрашивания заполняет его искусственным пигментом и делает более гладким и блестящим;
  • скорректировать нежелательный оттенок волос, полученный в процессе осветления (обесцвечивания).

При осветлении волоса натуральный пигмент под воздействием обесцвечивающего препарата окисляется кислородом, выделяющимся из перекиси водорода. Пигмент теряет свой цвет и, приобретая способность растворяться в воде, вымывается из волоса, оставляя в нем пустоты. Поэтому осветленные волосы становятся более легкими и пористыми (рис. 5).

Измерение степени осветления и интенсивности окрашивания волос

Заполнить образовавшиеся пустоты помогает искусственно внесенный пигмент, благотворно влияющий на состояние и внешний вид волос.

Чтобы максимально сохранить их структуру и добиться хороших результатов, важно правильно выбрать осветляющий препарат и время выдержки.

Для этого необходимо по возможности более точно оценить исходное состояние волос с учетом ряда параметров:

  • толщина;
  • пористость;
  • уровень натурального тона и т.п.

При окрашивании в натуральные цвета ранее обесцвеченных волос следует помнить, что в них отсутствуют природные красные и оранжевые пигменты, которые надо ввести искусственно.

При исследовании цветовых характеристик, получаемых в процессе окрашивания волос окислительными красителями, были выявлены следующие данные.

Во-первых, оттенки волос после окрашивания получаются более ахроматичными, чем натуральные.

Во-вторых, существенное влияние на конечный результат оказывает исходный цвет волос, так как в процессе окрашивания цветовые линии натуральных и искусственных оттенков перекрываются. Образовавшийся в итоге цвет, особенно в отношении темных волос, не может быть однозначно отнесен к какой-либо цветовой линии. Это обстоятельство практически никогда не осознается простыми потребителями при выборе красителя, но обязательно должно учитываться мастером в процессе окрашивания.

Таким образом, основной проблемой колористики при окрашивании волос является то, что цвета наносимых красителей складываются с цветом натурального пигмента – меланина. В этом плане интересно рассмотреть процесс окрашивания седины.

В отличие от пигментированного, седой волос не содержит меланина, т. е. он оптически прозрачен и ахроматичен. Встречаются, правда, разновидности седых волос, частично депигментированных (испытавших полную депигментацию).

Ранее мы говорили, что концентрация меланина в нормально пигментированных волосах может сильно варьироваться. Если волосы жителей средней полосы России в зависимости от натурального оттенка (от светлого и светло-русого блондина до темного шатена) содержат от 4 до 15 % меланина, то в волосах жителей Кореи его существенно больше – до 55 %.

Интересно
Поэтому при окрашивании седых ахроматических волос получаемый цвет соответствует тону наносимого красителя, тогда как при окрашивании пигментированных имеем оттенок на уровне цветового нюанса. При выборе яркой краски оттенок всегда оказывается насыщеннее, что производит впечатление незакрашенной седины, в то время как окрашивание красителями, близкими по цвету к натуральным, визуально выравнивает оттенок седых и пигментированных волос.

Итак, окрашивание красителями ярких или экзотических оттенков никогда не позволит получить полное закрашивание седины именно по колористическим причинам. Следует принимать во внимание и трудность прокрашивания седых волос из-за особенностей их структуры.

При углублении исходного натурального оттенка волос насыщенность тона уменьшается. Происходит это в синей области спектра, что иногда приводит к неожиданным результатам. На темных волосах тона, сильно отличающиеся от натуральных (синий, фиолетовый, золотисто-рыжий и др.), дают вполне приемлемые, с потребительской точки зрения, оттенки. На очень светлых и осветленных они приобретают слишком яркие, вызывающие тона, не всегда одобряемые потребителями. По той же причине наиболее красивыми и глубокими получаются на темных волосах красные, медные и рыжие цвета.

Важно знать, что окрашенные волосы в результате неоднократного мытья, как правило, никогда не отмываются до своего натурального оттенка.

В случае оттеночного окрашивания это обстоятельство связано с наличием необратимо сорбированной (сорбация – поглощение) части красителя. В случае же окислительного окрашивания обусловлено нерастворимостью искусственных пигментов в воде и осветляющим действием окислителя.

Таким образом, создавая красители для волос, производители ориентируются, прежде всего, на колористику (хроматичность – ахроматичность цветов, их сочетаемость и возможность перекрывания одних другими). Парикмахерам это позволяет избежать ошибок при окрашивании, например, получение нежелательного или грязного оттенка.

Информация о дополнительных цветах помогает использовать принцип нейтрализации ненужных оттенков (красный нейтрализуется дополнительным зеленым, желтый – фиолетовым, оранжевый – синим).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)