Центральное звено надзорной работы прокуратуры

В Российской Федерации создан и действует механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и интересов детей, обеспечения их выживания и развития.

Законодательство, регулирующее вопросы защиты прав и интересов несовершеннолетних и молодежи, серьезно обновляется.

Приняты Семейный и Уголовный кодексы Российской Федерации, федеральные законы:

  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 27 июля 1998 г.;
  • «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.;
  • О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.;
  • «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г.;
  • «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г.;
  • «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. и др.

Вместе с тем уровень правовой и социальной защищенности несовершеннолетних остается недостаточным, из-за чего создались предпосылки распространенности среди них правонарушений, безнадзорности и беспризорности. Увеличиваются масштабы социального сиротства, ранней алкоголизации и наркомании несовершеннолетних. Растет число детей, ставших жертвами насилия со стороны взрослых, нуждается в усилении защита несовершеннолетних от сексуальных посягательств.

Права несовершеннолетних могут нарушаться во всех сферах их жизнедеятельности – образование, здоровье, трудоустройство и трудовая занятость, жилищные и имущественные права и др.

Поэтому надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в органах прокуратуры Российской Федерации занимает особое место. Специфика данного участка надзора задается и определяется его предметом: исполнение законодательства об охране прав и интересов детей, предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ответственными органами и должностными лицами.

От организации этой работы зависит успешное выполнение стоящих перед органами прокуратуры задач по обеспечению верховенства закона, защиты прав и свобод несовершеннолетних, их законных интересов как большой категории населения, нуждающейся в особой защите со стороны государства и общества.

Центр тяжести в реальной политике государства по укреплению демократии, созданию правового государства переносится на правоприменительную практику. На протяжении последних лет неуклонно растет число выявленных нарушений законов о несовершеннолетних, выявленных незаконных правовых актов, представлений, протестов и информаций прокуроров в различные органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, судебных исков в защиту прав несовершеннолетних.

Помощникам горрайпрокуроров необходимо строить работу на данном участке надзора на основе тщательного анализа правоприменительной практики, знания социальных проблем, связанных с охраной детства. Это позволит выявлять наиболее острые вопросы, требующие квалифицированной прокурорской проверки и реагирования.

Необходимо в полной мере использовать предоставленное прокурору в соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» право требовать от руководителей (перечисленных в п.1 ст.21) проведения проверок в подконтрольных учреждениях и организациях. Это способствует повышению роли и эффективности ведомственного контроля. Помощник прокурора сможет сопоставить свои данные с данными других ведомств, с их статистической отчетностью.

Для анализа состояния законности по итогам полугодия и года, используя полномочия, предоставленные ст.22 Закона, следует в необходимых случаях запрашивать в контролирующих органах и учреждениях нужные данные статистической отчетности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)