Цели и задачи Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом

Российская Федерация является государством с подвижной, динамически развивающейся миграционной системой. Ее изменения взаимообусловлены особенностями протекающих на территории государства социальных, экономических, геополитических и демографических процессов. Несмотря на постоянно принимаемые меры, направленные на укрепление демографической ситуации, она на сегодняшний день, остается нестабильной.

В этой связи, одним из приоритетных направлений1 миграционной политики Российской Федерации является оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом:

«Россия стремится не забывать о соотечественниках… Прошло то время, когда люди, оказавшиеся вне Родины, причём зачастую не по своей вине и даже без своей воли, попросту вычёркивались из жизни нашей страны. Поддержка соотечественников – это одно из важнейших направлений развития нашего государства…».

Под соотечественниками понимаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Применительно к Российской Федерации соотечественниками за рубежом (далее – соотечественники) признаются:

  • граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации;
  • лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации;
  • сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
  • лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
  • выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей российского сообщества.

Целями государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников является оказание им государственной поддержки, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также создание условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

Для достижения указанных целей, на органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность содействовать добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию:

«Последовательное создание условий для содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию тех соотечественников, кто сделает такой выбор – задача на долгосрочную перспективу… Смысл нашей работы в том, чтобы помочь выехать тем, кто уже принял такое решение, но в силу тех или иных причин раньше не имел такой возможности».

Содействие добровольному переселению соотечественников осуществляется посредством их вовлечения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа), направленную на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.

Основными целями Государственной программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию, компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Основными принципами оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, на которых основана Государственная программа, являются:

  • финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев)обеспечение баланса интересов переселенцев, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, предпринимателей, принимающего сообщества;
  • приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;
  • адресность социально-экономической поддержки и обусловленность ее предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками территорий, предлагаемых для переселения;
  • взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов;
  • доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.

Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляется в рамках и на условиях Государственной программы и региональных программ переселения, разработанных субъектами Российской Федерации и согласованных Правительством Российской Федерации. По состоянию на конец 2016 года, количество субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, достигло шестидесяти одного.

Организация и обеспечение работы с участниками Государственной программы осуществляется в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Реализация Государственной программы, осуществляется поэтапно в соответствии с планом мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, который утверждается Правительством Российской Федерации на 3-летний период.

Указанный план включает в себя:

  • мероприятия по правовому обеспечению Государственной программы;
  • организационно-управленческие мероприятия;
  • аналитическое, методическое и информационное обеспечение реализации программы;
  • анализ и оценку результатов, получаемых в ходе реализации Государственной программы в соответствии с установленными критериями оценки эффективности;
  • объем средств федерального бюджета, необходимых для обеспечения мероприятий по реализации Государственной программы;
  • целевые показатели; критерии оценки эффективности реализации Государственной программы, устанавливаемые Правительством Российской Федерации с учетом социально-экономической ситуации и ресурсного обеспечения Государственной программы.

Исполнителями Государственной программы являются федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Государственной программы и региональных программ осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет финансового участия юридических и физических лиц.

В реализации перечисленных программ ориентир делается на государственно-частное партнерство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)