Трудовая миграция в РФ

Проблема трудовой миграции имеет настолько сложный многоаспектный и порой конфликтный характер, что предпринимаемые для ее решения меры, затрагивающие как интересы государств, так и права и свободы граждан, нередко противоречат друг другу.

Специфика проблемы трудовой миграции на постсоветской территории состоит в том, что во времена существования СССР она подпадала под определение внутренней миграции. Теперь, по сути, то же явление рассматривается как внешняя миграция между государствами – участниками Содружества Независимых Государств.

Из всех государств-участников СНГ Россия является крупнейшим импортером рабочей силы. Другим государствам содружества в процессе трудовой миграции присуща роль, преимущественно, экспортеров трудовых ресурсов.

Существуют определенные географические зоны, привлекающие к себе внимание мигрантов. Это крупные города, экономически благополучные и приграничные регионы, через которые наиболее активно осуществляются торгово-экономические операции. В результате на территории государства возникает дисбаланс трудовых мигрантов, что порождает нелегальную миграцию.

Одновременно следует отметить, что ситуация, спровоцированная экономическим кризисом и спадом производства, существенно снизила уровень занятости мигрантов. Отсутствие возможности найти работу создает дополнительные условия для вовлечения мигрантов в противоправную деятельность, способствует обострению криминогенной ситуации в стране.

Нелегальную трудовую миграцию в России можно определить как въезд, пребывание и (или) осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории страны с нарушением действующего законодательства и установленного порядка, то есть без оформления или с ненадлежащим оформлением соответствующих документов и разрешений, определенных российским законодательством, а также с использованием недействительных, поддельных, фиктивных (чужих) или утративших юридическую силу в связи с истечением сроков действия документов, или с несовпадением заявленных целей прибытия, указанных в миграционной карте, или с отсутствием таковой на момент проверки.

Основными сферами приложения труда нелегальных мигрантов в России в первую очередь являются – строительно-монтажные и ремонтные работы, коммерческая деятельность и сфера оказания услуг.

В центральных регионах и крупных городах – частный извоз, ремонт, строительство, общественное питание, некоторые виды других услуг. В сельских регионах – «шабашничество», сезонные сельскохозяйственные работы.

Основной контингент незаконно занятых иностранных граждан, как правило, составляют следующие группы:

  • иностранцы, обучавшиеся ранее в учебных заведениях России и после завершения учебы не пожелавшие вернуться на родину;
  • иностранцы, работавшие в России по межгосударственным соглашениям и контрактам, по разрешениям, выдававшимся ГУВМ МВД России и его территориальными подразделениями, срок действия которых уже истек, но не имеющие желания или возможности выехать из страны;
  • транзитные мигранты, въезжающие в Россию легально по транзитным визам с целью проследовать в одну из стран Европы, но по тем или иным причинам, оседающие на длительный срок в нашей стране;
  • иностранцы, попадающие на территорию России нелегально, минуя паспортный и иммиграционный контроль, пользуясь значительной протяженностью и необустроенностью государственной границы на востоке страны;
  • иностранцы, прибывающие в Россию легально по действительным туристическим документам, частным приглашениям, гостевым и служебным визам, на учебу и как сопровождающие члены семьи, но с иной целью, нежели указанная при их оформлении (чаще всего с целью занятия челночным или мелким бизнесом либо незаконной экономической деятельностью, включая криминальную);
  • граждане стран СНГ, въезжающие в Россию легально (безвизовый въезд), в основном с экономическими целями, реализуемыми зачастую в рамках неформальной занятости, зачастую, без надлежащей постановки на учет по месту пребывания.

В целях упорядочения миграционных процессов государством был предпринят ряд шагов. Принятые законы упростили порядок приема иностранных граждан на работу, выдачу разрешений на временное проживание и пребывание. Изменения коснулись главным образом мигрантов из сопредельных государств бывших союзных республик СССР. В то же время, сегодня уже заметно, что произведенными реформами кардинальным образом не удалось изменить ситуацию в сфере трудовой миграции.

Интересно
Очевидна необходимость дальнейшего совершенствования и развития, как законодательства, так и правоприменительной практики в этом направлении. Достижение этой цели возможно за счет концентрации усилий на формировании единой системы организованного привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации. Подобные задачи сейчас стоят практически перед каждым из европейских государств.

Суть организованного привлечения иностранной трудовой силы состоит, прежде всего, в осуществлении государственного регулирования внешней трудовой миграции. Основным критерием такого регулирования выступает отбор и привлечение только таких иностранных граждан, которые обладают профессией, квалификацией, здоровьем и другими характеристиками, которые будут востребованы в нашей стране.

России, таким образом, надлежит сделать акцент на тех мигрантах, которые нужны государству и могут достаточно легко интегрироваться в жизнь российского общества. Они должны направляться на работу в те регионы, где в их труде больше всего нуждаются. Причем ровно в том количестве, в каком они требуются. Таким образом, государство перестанет приспосабливаться к миграционным процессам, стихийно возникающим на его территории, и возьмет их под свой контроль, путем установления системы правил, по которым, иностранный трудовой мигрант прибудет на его территорию, и будет осуществлять трудовую деятельность.

В идеале, в результате последовательного реформирования системы привлечения и использования иностранных трудовых мигрантов в Российской Федерации, она должна окончательно приобрести свойство адресности: прибывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин еще до пересечения российской границы должен знать, куда конкретно он едет, и каковы условия осуществления им трудовой деятельности. Осведомленность иностранного работника должна распространяться как на общие правила осуществления трудовой деятельности в государстве пребывания, так и на условия его работы у конкретного работодателя.

Ответственность за это следует возложить на приглашающую сторону. Безусловно, этому должен предшествовать договорной процесс между работником и его потенциальным работодателем. Существует также мнение, что целесообразно было бы предусмотреть предварительное заключение трудового договора между сторонами конкретных трудовых отношений. Данная процедура гарантирует работодателю получение необходимого ему работника, а работнику – трудоустройство, одновременно предусматривая обоюдную ответственность сторон.

Для того, чтобы реализовать на практике данную идею должна быть создана эффективная инфраструктура, посредством которой будет реализовываться законодательство по организованному привлечению иностранных работников.

Одной из таких форм являются «миграционные окна (терминалы)».  Начальной стадией работы таких терминалов стало обеспечение возможности для иностранных работников в одном месте встать на учет, получить разрешение на работу, ИНН, медицинскую справку и страховку, расквартироваться.

В последствие миграционные терминалы должны будут полностью перейти к организованному набору иностранной рабочей силы: заявки работодателей, после их проверки на предмет наличия специалистов искомой профессии и квалификации среди граждан Российской Федерации, либо через посольства, либо напрямую направляются в страну-донор иностранной рабочей силы. Там в соответствии с заявленными критериями организуется работа по подборке конкретных людей.

Следует отметить, что при реализации программы по организованному привлечению и использованию иностранных работников не обойтись без сотрудничества с иностранными государствами, в первую очередь, сопредельными. Каждое государство заинтересовано в создании прозрачного механизма привлечения их граждан к трудовой деятельности на территории другого государства. Это позволит эффективно осуществлять защиту своих сограждан в государстве пребывания.

Реализация данной концепции осуществляется за счет заключения многосторонних или двухсторонних международных договоров в сфере трудовой миграции. Особенно актуальна данная инициатива в приграничных субъектах Российской Федерации. Подобные договоры уже существуют, правда, они, пока что, носят региональный характер.

Нельзя сказать, что описанные требования в настоящее время не предъявляются к трудовой миграции. Некоторые из них уже задекларированы в законодательстве, отдельные – применяются на практике. На сегодняшний день, задача состоит в том, чтобы создать единообразный механизм реализации данных норм, восполнить имеющиеся пробелы в правовом регулировании трудовой миграции. Данный механизм должен стать предельно простым и при этом, надежным и эффективным. Только так трудовая миграция в Российской Федерации из стихийной и нелегальной станет прогнозируемой, соответствующей реалиям жизни в государстве.

Организация цивилизованной миграции, то есть создание условий для повышения миграционной привлекательности Российской Федерации, с одной стороны, и противодействие нелегальной миграции, с другой, – направлена на реализацию стратегического курса Правительства Российской Федерации в части стабилизации общей численности населения и содействия устойчивому социально-экономическому развитию страны.

Современное миграционное законодательство России в части регулирования миграционных потоков ориентировано на следующем:

  1. Привлечение в страну квалифицированных специалистов, в том числе за счет снятия излишних административных барьеров.
  2. Осуществление процедур регистрации и трудоустройства иностранных граждан.
  3. Противодействие нелегальной миграции.
  4. Получение достоверной информации о пребывании в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
  5. Содействие в переселении соотечественников в Российскую Федерацию.

При осуществлении контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции органы государственной власти Российской Федерации руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)