Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры

Подготовка современных менеджеров может быть организована на двух уровнях, отличающихся друг от друга степенью вовлеченности слушателей в учебный процесс.

Это, во-первых, пассивно-созерцательный уровень, когда обучающиеся прослушивают на лекциях соответствующие темы учебного плана и, самое большее, пытаются применить усвоенные схемы к типовым задачам на практических занятиях.

Во-вторых, это активно-деятельностный уровень, обучение на котором построено на создании собственного управленческого опыта путем выработки навыков поведения и принятия решений в неоднозначных, слабоструктурированных ситуациях, когда достижению цели препятствуют объективные обстоятельства и намерения других людей.

Несмотря на то, что первый уровень имеет не очень высокую эффективность обучения и столь непривлекательное название, представляется все же невозможным полностью отказаться от него. Ведь именно здесь закладываются основы знаний по соответствующей учебной дисциплине, формируются логические схемы и концепции для последующего анализа собственной управленческой практики. Вместе с тем решающее значение для успешного формирования управленческих навыков в ходе обучения и последующей управленческой адаптации приобретает активно-деятельностный уровень, позволяющий уже в ходе занятий моделировать будущую деятельность в качестве менеджера. Отсюда возникает необходимость подготовки методического обеспечения для проведения занятий на активно-деятельностном уровне, включающем как саму схему проведения упражнений (собственно управленческие ситуации), так и технические средства обучения, направленные на обеспечение необходимой информации и установление обратной связи.

Исходя из этого, мы решили остановиться на теоретических и методических аспектах организации видеотренинга основных ролей менеджера как основных поведенческих единиц его труда.

В ходе ролевого видеотренинга перед участниками ставятся следующие задачи:

  • подробно познакомиться с особенностями управленческой деятельности, спецификой труда руководителя, а также с основными ролями менеджера;
  • уяснить специфику управленческих действий, характерных для каждой из ролей менеджера;
  • выработать навыки эффективного поведения в различных управленческих ситуациях, требующих отыгрывания соответствующих ролей;
  • сформировать навыки анализа и самоанализа успешности управленческого поведения с точки зрения соответствия той или иной роли, качества принятого управленческого решения.

С учетом того что в ходе тренинговых упражнений и их последующего обсуждения будут использоваться понятия и закономерности, связанные с научным анализом проблем управления, желательно, чтобы видеотренингу предшествовала некоторая общетеоретическая подготовка: например, хотя бы в первом приближении был освоен круг вопросов, связанных с такими понятиями, как «менеджмент», «основные разделы менеджмента», «функции управления», «мотивация», «личность менеджера», «деловое общение», «роли менеджера» и др.

Вместе с тем описываемый ниже видеотренинг представляет собой достаточно самостоятельный учебный материал; поэтому занятия с разыгрыванием ролей могут выступать в качестве предворяющих основной лекционный курс. Исходя из этого определяется минимальная временная протяженность ролевого видеотренинга, равная двум-трем полным учебным дням.

Весьма важным является то, что упражнения по эффективному отыгрыванию менеджерских ролей проводятся с широким использованием учебного видеооборудования (минимальная конфигурация — это комплекс, состоящий из видеокамеры и телевизора), позволяющего не только резко увеличить скорость и качество обратной связи (использование видеотехники дает возможность участникам посмотреть на себя со стороны, увидеть глазами других и осознать свои сильные и слабые стороны) но и создает предпосылки для формирования навыков анализа собственного управленческого поведения.

Кроме того, разбор отснятых видеосюжетов проводится в условиях группового обсуждения, что также способствует формированию профессионально важных качеств будущего менеджера: умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, влиять на формирование общегруппового мнения или принимать доводы других.

Предлагаемые для видеотренинга задания обладают еще одной важной особенностью. Дело в том, что подавляющее большинство практических ситуаций и проблемных заданий, встречающихся в научно-методической литературе по подготовке менеджеров, рассматривают вопросы высшего звена управления организацией, то есть типичным является задание, когда обучающегося ставят в положение руководителя какой-либо компании (фирмы, банка и т.п.), определяют ресурсы, дают дополнительную информацию и предлагают принять на основании этого, управленческое решение. Но ведь после прохождения менеджерской подготовки и даже присвоения соответствующей квалификации человек не получает автоматически руководящую должность и тем более не назначается первым руководителем в какой-либо организации! Те, кто получает менеджерскую подготовку, как правило, находятся только в начале своей управленческой карьеры и если и занимают руководящую должность, то, как правило, на низшем уровне управления (в крайнем случае осуществляют руководство малым предприятием). Поэтому в пособии содержатся управленческие ситуации, описывающие проблемы самого многочисленного и разнообразного слоя руководителей — менеджеров первичного (низового) звена.

Основные принципы социальнопсихологического тренинга

Итоговый результат проведения тренинговых упражнений во многом определяется тем, как смогут их участники соблюсти ряд основополагающих принципов, сложившихся исходя из практики успешного проведения социально-психологического тренинга. Как указывают А. А. Деркач с соавторами, тренинговые занятия обнаруживают высокую продуктивность при повышении управленческой компетентности менеджеров, поскольку позволяют выработать наиболее эффективные поведенческие навыки руководства. К основным принципам социально-психологического тренинга относятся:

  • принцип активности на занятиях;
  • принцип открытой обратной связи;
  • принцип «здесь и теперь»;
  • принцип доверительности в общении.

Принцип активности

В соответствии с принципом активности все участники тренинга должны активно участвовать в разыгрывании ситуаций, если хотят получить информацию от других о том, как они реагируют, ведут себя, мыслят, чувствуют и взаимодействуют в конкретной управленческой ситуации, а также о том, что нужно сделать для оптимизации системы межличностного управленческого взаимодействия.

Принцип обратной связи

Принцип активности тесно связан с принципом обратной связи, под которой понимается открытое, аргументированное и конструктивно-доброжелательное изложение каждым членом тренинговой группы своего мнения об успешности выполнения поставленных задач в итоговых ситуациях. Благодаря активному использованию обратной связи участники тренинга получают уникальную возможность увидеть, как воспринимаются другими их манера поведения и взаимодействия. Это создает мощные предпосылки для коррекции и развития навыков управленческого поведения.

Принцип «здесь и теперь»

Следующий принцип — «здесь и теперь» — определяет зону оценочных суждений для тренинговых занятий: обсуждению подлежат только те личностные проявления и поведенческие характеристики, которые можно наблюдать, которые проявляются в ходе упражнений. В результате каждый участник нацеливается на предметную совместную работу по обсуждению именно происходящих событий, что позволяет повысить эмоциональную включенность и мотивацию к занятиям.

Принцип доверительности в общении

Последний принцип — принцип доверительности в общениитребует от участников тренинговых занятий создания и поддержания доверительной и доброжелательной межличностной атмосферы в группе. Как следствие, создаются условия для достижения необходимого обучающего эффекта. Тренинговая группа в этих условиях выполняет две очень важные функции: во-первых, группа участников тренинга выступает в качестве коллективного эксперта по результатам тех или иных упражнений; во-вторых, процесс и содержание группового обсуждения выступают в качестве мощного корректирующего средства, направленного на развитие навыков управленческого общения и взаимодействия.

Таким образом, ролевой видеотренинг как методическое средство общеменеджерской подготовки обладает рядом ценных особенностей: во-первых, он реализует активно-деятельностный уровень обучения; во-вторых, проводится с опорой на усвоенные ранее теоретические положения и закономерности; в-третьих, в ходе тренинговых занятий у слушателей формируются важные для будущей управленческой деятельности качества; и, наконец, в-четвертых, активное использование в учебном процессе видеосредств позволяет обеспечить быструю и качественную обратную связь, что повышает эффективность обучения в целом.

Исходя из этого можно рекомендовать включение ролевого видеотренинга при изучении основ менеджмента (общеменеджерской подготовки) для достаточно широкого набора учебных программ, начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации и заканчивая длительными двухгодичными программами обучения с выдачей диплома о втором высшем образовании. Также нет ограничений и на степень профессиональной (в том числе и специально управленческой) подготовленности слушателей — ими могут быть как начинающие предприниматели, так и специалисты с большим стажем практической работы.

По результатам ролевого видеотренинга может быть проведено заключительное обсуждение, а соответствующие теоретические вопросы могут быть вынесены на предстоящий экзамен (зачет) или включаются в тест итогового контроля знаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)