Требования к ППС

Анализ педагогической практики использования программных средств учебного назначения позволяет заключить, что наиболее существенными причинами создания низкокачественных компьютерных программ являются, во-первых, частное, а порой и полное игнорирование дидактических принципов обучения при их разработке, и, во-вторых, неправомерный перенос традиционных форм и методов обучения в новую технологию обучения, использующую компьютер.

Судя по всему, одинаково вредно как полное отрицание традиционных подходов к обучению с использованием возможностей современных ПВЭМ, так и огульная замена этих подходов новыми конструкциями.

Ответ на вопрос, каково соотношение традиционных форм, методов обучения и новых приемов или насколько последние должны дополнять либо замещать традиционные, не может быть решен однозначно.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования.

Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные и методы, широко используемые традиционной методикой обучения ориентированной в основном на коллективное восприятие информации. Параллельно этому идет процесс использования программных средств и систем учебного назначения (пакетов программных средств учебного назначения) для поддержки традиционных методов обучения.

Интересно
При этом программным средством (систем), используемым в учебных целях, передаются в какой-то мере обучающие функции и, следовательно, каждая программа должна строится сообразно дидактическим принципам обучения, определяющих дидактические требования к ППС.

Вместе с тем методика преподавания каждого учебного предмета в свою очередь учитывает своеобразие и особенности соответствующей науки, поэтому правомерно говорить о методических требованиях и ППС, которые предусматривают специфику и своеобразие каждой конкретной науки и соответствующего ей учебного предмета.

Определяя педагогические требования, предъявляемые к ППС, необходимо учитывать также обоснование выбора темы для ППС, аргументированное определенными методическими целями, и обеспечить проверку педагогической эффективности использования ППС.

Помимо этого при разработке ППС необходимо учитывать еще и ряд других факторов: возрастные и индивидуальные особенности учащихся, обеспечение доброжелательной и тактичной формы обращения к ученику, возможность повторных обращений к программе в случае неудачной попытки. Все это обусловливает позитивный фон общения пользователя с ЭВМ, определяя эргономические требования к содержанию и оформлению ППС.

Большое значение при разработке ППС необходимо уделять удобствам пользователя программой, обеспечивая процесс ее применения необходимым сервисом, простотой использования, гарантией устойчивости от несанкционированного нажатия клавиш, надежностью, возможностью легкого возврата на исходные позиции, рассылкой по сети (в условиях использования комплекта учебной вычислительной техники), возможностью переноса на ЭВМ другого типа.

Вышеперечисленное определяет технические требования к ППС, соблюдение которых крайне важно, ибо малейшее отклонение от них может привести к дискредитации самой идеи использования компьютера в учебном процессе.

Общеизвестно, что разработка ПС, используемых в учебных целях, представляет собой очень сложный процесс, требующий коллективного труда не только учителей, методистов, программистов, но и психологов, гигиенистов, дизайнеров.

В связи с этим правомерно предъявлять комплекс требований к разрабатываемым ППС, чтобы их использование не вызывало бы отрицательных (в психологопедагогическом или физиолого-гигиеническом смысле) последствий, а служило бы целям интенсификации учебного процесса, развития личности обучаемого.

Перечислим основные требования, предъявляемые к ППС:

  • педагогические требования;
  • технические требования;
  • эргономические требования;
  • эстетические требования;
  • требования к оформлению документации.

Остановимся более детально на раскрытии сущности дидактических требований, предъявляемых к разрабатываемым ППС. Дидактические требования к ППС. Требование обеспечения научности содержания ППС предполагает предъявление средствами программы научно-достоверных сведений (по возможности методами изучаемой науки).

При этом возможности моделирования, имитации изучаемых объектов, явлений процессов (как реальных, так и “виртуальных”) может обеспечить проведение экспериментально-исследовательской деятельности, инициирующей самостоятельное «открытие» закономерностей изучаемых процессов, и вместе с тем приблизит школьный эксперимент к современным научным методам исследования.

Требование обеспечения доступности означает, что предъявляемый программой учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Установление того, доступен ли пониманию обучаемого предъявляемый с помощью ППС учебный материал, соответствует ли он ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам, производится с помощью тестирования. От установленных результатов зависит дальнейший ход обучения с использованием ППС.

Требование адаптивности (приспосабливаемость ППС к индивидуальным возможностям обучаемого) предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учет индивидуальных возможностей воспринять предложенный учебный материал. Реализация адаптивности может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию.

Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения с использованием ППС предполагает необходимость усвоения обучаемым системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками.

Требование обеспечения компьютерной визуализации учебной информации предъявляемой ППС, предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений, а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой.

Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами программы самостоятельных действий по извлечению учебной информации при четком понимании конкретных целей и задач учебной деятельности.

Активизация деятельности обучаемого может обеспечиваться возможностью:

  • самостоятельного управления ситуацией на экране;
  • выбора режима учебной деятельности;
  • вариативности действий в случае принятия самостоятельного решения;
  • создания позитивных стимулов, побуждающих к учебной деятельности, повышающих мотивацию обучения.

Требование обеспечения прочности усвоения результатов обучения предполагает обеспечение осознанного усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого с помощью ППС. Это требование достигается осуществлением самоконтроля и самокоррекции; обеспечением контроля на основе обратной связи, с диагностикой ошибок по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности, объяснением сущности допущенной ошибки; тестированием, констатирующим продвижение в учении.

Требование обеспечения интерактивного диалога предполагает необходимость его организации при условии обеспечения возможности выбора вариантов содержания изучаемого, исследуемого учебного материала, а также режима учебной деятельности, осуществляемой с помощью ППС.

Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого предполагает обеспечение:

  • развитие мышления (например, алгоритмического стиля мышления, наглядно-образного, теоретического);
  • формирования умения принимать оптимальное решения или вариантные решения в сложной ситуации;
  • формирования умения по обработке информации (например, на основе использования систем обработки данных информационнопоисковых систем, баз данных).

Требования обеспечения суггестивной ( от английского слова, sugegest предлагать, советовать) обратной связи при работе с ППС предполагает как обеспечение реакции программы на действия пользователя в частности при контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной деятельности на каждом логически законченном этапе работы по программе , так и возможность получить предлагаемы программой совет, рекомендацию о дальнейших действиях или комментированное подтверждение (опровержение) выдвинутый гипотизы или предположения.

При этом целесообразно обеспечить возможность приема и выдачи вариантов ответа, анализа ошибок и их коррекции. Методические требования к ППС. Предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации.

Обоснование выбора темы учебного предмета (курса) при разработке ППС необходимо аргументировать педагогической целесообразностью его использования и в, частности методическими целями достижение, которых осуществимо только при реализации возможностей СНИТ.

Эргономические требования к содержанию и оформлению ППС обусловливают необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной эмоциональной работоспособности; обеспечить повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с ППС (доброжелательная и тактичная форма обращения к учебнику, возможность неоднократного обращения к программе в случае неудачной попытки, возможность вкрапления в программу игровых ситуаций); устанавливать требования к изображению информации ( цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране (оконное, табличное, в виде текста, заполняющего весь экран и т. д.), режимам работы с ППС.

Эстетические требования к ППС устанавливают:

  • соответствие эстетического оформления функциональному назначению ППС;
  • соответствие цветового колорита назначению ППС и эргономическим требованиям;
  • упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов ППС.

Программные требования к ППС определяют требования по обеспечению:

  • устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя;
  • минимизации времени на действия пользователя;
  • эффективного использования технических ресурсов (в том числе и внешней памяти).

Требования к оформлению документа на разработку и использование ППС устанавливают единый порядок построения и оформления основных документов на разработку и использование ППС, создаваемых в учреждениях и организациях независимо от ведомственной принадлежности. Экспертно-аналитическая деятельность по оценке качества программных средств учебного назначения.

В современных теоретических и практико-ориентированных исследованиях существует несколько подходов к проблеме оценки качества программных средств учебного назначения:

  1. Критериальная оценка их методической пригодности.
  2. Экспериментальная проверка педагогической целесообразности их использования, основанная на практической апробации применения в процессе обучения в течение определенного периода.
  3. Экспертная оценка качества.
  4. Комплексная оценка качества, интегрирующая все или некоторые из вышеперечисленных подходов.

Отечественный и зарубежный опыт оценки качества ПС учебного назначения убеждает в целесообразности проведения экспертной оценки психолого-педагогического и программно-технического качества ПС , используемых в учебных целях. Это подтверждается также и опытом работы отечественной экспертной комиссии по оценке качества ППС, функционирующей с 1987 г. при Минпросе ССР и АПН СССР и АПН СССР, затем при Гособразовании СССР, а нынче при Министерстве образования РФ. При этом экспертиза программных учебного назначения состоит в утверждениях компетентного мнения большинства экспертов, знающих данную область имеющих научно – практический потенциал для принятия решения.

Интересно
Вместе с тем экспертная оценка качества программных средств учебного назначения не дает гарантий от ошибок и возникновения противоречий во мнениях разных экспертов, сравнение преимуществ и пользования обучения, выбор лучшего ПС данного типа из нескольких предложенных зачастую не может быть однозначно.

Работа с ППС предполагает нетрадиционные подходы к обучению, сокращает время на изучение учебного материала, обучает различным методам самостоятельной обработки информации, поиски учебной информации. В связи с вышеизложенным мы предполагаем экспертноаналитическую оценку психолого-педагогического и программного-технического качества ППС учебного назначения и целесообразности его использовании в процессе обучения, основанную на трехэтапной деятельности эксперта (анализ, экспертиза, формирование рекомендаций по доработке) с последующей апробацией ПС в учебном процессе (возможны циклы).

Экспертно-аналитическая деятельность по оценке психологопедагогического и программно-технического качества ПС учебного назначения и целесообразности его использования в процессе обучения предполагаемых этапов работ. Вычислим их.

Анализ программного средства учебного назначения с сопроводительными учебно-методическими и инструктивными материалами предполагает:

  • поиск аналогов ПС учебного назначения;
  • анализ на адекватность психолого-педагогическим и программно-техническим требованиям к ППС;
  • анализ на педагогическую целесообразность использования ПМО.
  • используемыми при этом средствами являются:
  • o Фонд ПС учебного назначения;
  • o База данных аннотированных каталогов учебного назначения;
  • o Методические рекомендации по проведению экспертизы ПС учебного назначения.

Экспертиза программных средств учебного назначения с сопроводительными учебно-методическими и инструктивными материалами.

Используемыми при этом средствами являются:

  1. Оценочный лист качества ПС учебного назначения.
  2. Экспертная система (программная реализация) оценки качества ПС учебного назначения.

Основные направления деятельности компании МедиаХауз:

  1. Издание программных продуктов детской, образовательной, развлекательной и прикладной тематики Игры Обучающие и развивающие компьютерные программы для детей Обучающие программы для школьников и абитуриентов Компьютерные программы по изучению иностранных языков Энциклопедии и справочники Словари и переводчики Программы для развлечения и хобби Программные средства и утилиты ПО для мобильных устройств Фильмы в формате MPEG4 Большинство продуктов, изданных компанией “МедиаХауз”, являются лауреатами престижных наград, среди которых первые премии фестиваля “Контент Аниграф”, специальные призы Всероссийского фестиваля визуальных искусств в “Орленке”, золотые и серебряные медали компьютерной и игровой прессы.
  2. Дистрибуция широкого спектра офисного, делового и домашнего ПО Компания “МедиаХауз” является дистрибутором ведущих мировых и отечественных разработчиков программного обеспечения и мультимедийных программ, среди которых компании Microsoft, Corel, Symantec, Adobe, “1С”, “Лаборатория Касперского”, ABBYY Software, Cognitive Technology, “1C”,”Новый Диск”, “Бука”, “СофтКлаб” и еще более 100 производителей ПО.
  3. Развитие дилерской сети Компания “МедиаХауз” осуществляет прямые поставки выпускаемой продукции в Архангельск, Березники, Волгоград, Владивосток, Вологдy, Воронеж, Владимир, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Калугу, Краснодар, Кострому, Красноярск, Мурманск, Нижний Новгород, Нижневартовск, Новосибирск, Новороссийск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самару, Санкт-Петербург, Смоленск, Ставрополь, Тюмень, Таганрог, Одессу, Хабаровск, Челябинск, Читу, Южно-Сахалинск, Ярославль и другие города России.
  4. Развитие розничной сети компании “МедиаХауз” в Москве Компания поставляет свою продукцию в сетевые магазины “Ашан”, “METRO CASH&CARRY”, “MediaMarkt”, “Хит-Зона”, “БукБастер”, “Настроение” и другие торговые точки Москвы и Московской области. Точный адрес: Московская область, Ленинский район, 1-й километр Киевского шоссе, Бизнес Парк “Румянцево” корпус А, 5-й этаж, офис 529А
  5. Программы “МедиаХауз” в других странах Наши продукты издаются в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Чехии, Словакии, Польше, Литве, Эстонии, Украине и других европейских странах.

Основные направления деятельности фирмы 1С. Система программ “1С:Предприятие” предназначена для автоматизации управления и учета на предприятиях различных отраслей, видов деятельности и типов финансирования, и включает в себя решения для комплексной автоматизации производственных, торговых и сервисных предприятий, продукты для управления финансами холдингов и отдельных предприятий, ведения бухгалтерского учета (“1С:Бухгалтерия” самая известная учетная программа в ряде стран), расчета зарплаты и управления кадрами, для учета в бюджетных учреждениях, разнообразные отраслевые и специализированные решения, разработанные самой фирмой “1С”, ее партнерами и независимыми организациями.

Система “1С:Предприятие” состоит из передовой технологической платформы (ядра) и разработанных на ее основе прикладных решений (“конфигураций”).

Такая архитектура системы принесла ей высокую популярность, поскольку обеспечивает открытость прикладных решений, высокую функциональность и гибкость, масштабируемость от однопользовательских до клиент-серверных и территориально распределенных решений, от самых малых до весьма крупных организаций и бизнес-структур.

Система “1С:Предприятие” широко распространена в России, Украине, Казахстане Белоруссии и успешно применятся организациями многих стран мира. Постановлением Правительства России от 21 марта 2002 года за создание и внедрение в отраслях экономики системы программ “1С:Предприятие” коллективу разработчиков – сотрудников “1С” была присуждена Премия Правительства РФ в области науки и техники.

“1С” уделяет большое внимание программам для обучения и развлечения. Среди наиболее известных собственных разработок серии обучающих программ “1С:Репетитор”, “1С:Школа”, “1С:Мир компьютера”, “1С:Образовательная коллекция”, “1С:Познавательная коллекция”, серия “1С:Аудиокниги”, серия игр “Ил-2 Штурмовик”, “Искусство Войны” и “Вторая Мировая”, издательские проекты “В тылу врага”, King’s Bounty и другие. С 2009 г. производится слияние игрового направления бизнеса “1С” с компанией “СофтКлаб”. Теперь разработка, издание и дистрибьюция компьютерных и видеоигр активно развивается в рамках совместного предприятия “1С-Софтклаб”.

Фирма “1С” является официальным дистрибьютором деловых программных продуктов зарубежных и отечественных производителей, таких как Miсrosoft, Лаборатория Касперского, Eset, ABBYY, DrWeb, Аскон, ПроМТ, Entensys, Novosoft и другие. Фирма “1С” также выступает издателем программных продуктов ведущих отечественных разработчиков на территории России.

Проект “Издания 1С:Дистрибьюция” был запущен в 2004 году и включает в себя на сегодняшний день продукты таких производителей, как ABBYY, Лаборатория Касперского, Acronis, Aladdin, ASP Linux, ALT Linux, Entensys, RedlineSoftware, DragonSoft, Infotecs, Movavi, ParagonSoftware, ParagonMobile, Famatech, SmartLine, OxygenSoftware, VITO Technology, PandaSecurity, Infowatch. Список продуктов в линейке изданий “1С: Дистрибьюция” постоянно пополняется.

Основные направления деятельности фирмы «НьюМедиаДженерейшн» NEW MEDIA GENERATION: WWW.NMG.RU «НьюМедиа.

Дженерейшн» – ведущий российский разработчик, издатель и дистрибутор игровых и мультимедиа изданий для широкого круга потребителей. Основной принцип деятельности: Выпуск продукции качества только мирового уровня.

Основные сферы деятельности:

  1. Развивающие мультимедиа продукты для детей и взрослых.
  2. Обучающие мультимедиа продукты для детей и взрослых.
  3. Игры различных направлений: квесты, стратегии в реальном времени, шутеры, интернет игры.
  4. Обучающий, развивающий и игровой детский Интернет-сайт.
  5. Инструментальное средство для разработки игр, реализующее визуализацию трехмерной графики в режиме реального времени.

Тематика электронных изданий: Серия «Обучение английскому языку»: «AliceinWonderlandafterLewisCarroll», «Повседневный английский в ситуации общения», «Английский для начинающих», «Alphabyte» и др. Мультимедиа продукты предназначены для самостоятельного и факультативного изучения английского языка в образовательных учреждениях. Электронное издание «Повседневный английский в ситуации общения» сертифицировано Институтом информатизации образования РФ и рекомендовано для широкого использования в учреждениях образования.

Серия «Развивающие мультимедиа продукты для дошкольного и младшего школьного возраста»: «Арт-студия», «Истории Матушки Гусыни», «Музыкальный класс», «Башня Знаний», «Доктор Дудиус на земле» и др. Электронные издания этой серии предназначены для развития музыкальных, художественных, математических способностей ребёнка.

Серия «Развивающие продукты по культуре и искусству»: «Храм Христа Спасителя. Свидетель истории России», «Шедевры архитектуры», «Чайковский. Жизнь и творчество», «Золотое кольцо России» и мн. др. Электронные издания этой серии предназначены для использования в сфере образования в качестве дополнительных учебных пособий по предметам истории, культурологии и краеведения.

Мультиязычные интерактивные мультфильмы для детей дошкольного и школьного возраста серии «Волшебные истории Тутти». Увлекательная, игровая форма подачи материала электронных изданий серии, известные персонажи мировых сказок способствуют эффективному усвоению иностранных языков ребенком на начальном этапе обучения

Портал www.vKIDS.ru. Развивающий, обучающий, игровой Интернет-ресурс для дошкольного и школьного возраста. Серия мультимедиа игр: «Звездный Судья», «Ацтеки», «Морские Легенды», «Тактика Судьбы» и т.д.

К работе над проектами компания привлекает ведущих российских специалистов в области разработки развивающих мультимедиа изданий, признанных авторов, методистов, психологов и экспертов. За 14 лет существования, компания NMG выпустила более 80 мультимедиа и игровых изданий.

Мультимедиа продукты компании изданы более чем в 15 странах мира на английском, французском, немецком, японском, китайском, чешском, болгарском, польском, итальянском языках.

Все образовательные электронные издания и ресурсы должны быть качественными. Необходимо четко определить каким требованиям должны удовлетворять средства ИКТ, чтобы претендовать на звание качественных. Как и сами издания и ресурсы, требования к ним можно классифицировать согласно нескольким различным критериям.

В частности, все требования можно разделить на две основные группы: требования, инвариантные относительно уровня образования, имеющие отношение ко всем, без исключения, образовательным электронным изданиям и специфические требования, предъявляемые к средствам информатизации общего среднего образования.

Прежде всего, образовательные электронные издания и ресурсы должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Дидактические требования соответствуют специфическим закономерностям обучения и, соответственно, дидактическим принципам обучения. Далее рассмотрены традиционные дидактические требования к образовательным электронным изданиям и ресурсам, относимые к числу требований первой группы.

Требование обеспечения научности обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, предоставляемого ОЭИ с учетом последних научных достижений.

В соответствии с потребностями системы образования процесс усвоения учебного материала с помощью ОЭИ должен строиться с учетом основных методов научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование и системный анализ.

Требование обеспечения доступности обучения, осуществляемого с использованием образовательных электронных изданий и ресурсов, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью образовательных электронных изданий и ресурсов может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся.

Требование обеспечения наглядности в случае использования образовательных электронных изданий и ресурсов должно реализовываться на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами образовательных электронных изданий и ресурсов самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности.

При этом осознанным для учащегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность. В основе функционирования и использования ОЭИ должен лежать деятельностный подход. Поэтому в соответствующих изданиях и ресурсах должна прослеживаться четкая модель деятельности обучаемого.

Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения подсистемы ОЭИ должны генерировать учебные ситуации, формулировать вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий.

Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения при использовании образовательных электронных изданий и ресурсов означает обеспечение потребности системы обучения в последовательном усвоении учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области, потребности в том, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в логически обоснованном порядке.

Для этого необходимы:

  • предъявление учебного материала в систематизированном и структурированном виде;
  • учет как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при формировании и представлении каждой порции учебной информации;
  • учет межпредметных связей изучаемого материала;
  • дидактически обоснованная последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий;
  • организация процесса получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;
  • обеспечение связи информации, предъявляемой ОЭИ, с практикой за счет подбора примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

Требование обеспечения содержательной и функциональной валидности контрольно-измерительных образовательных электронных изданий и ресурсов и их компонент. Потребности системы обучения накладывают на такие ОЭИ требования обеспечения соответствия контрольно-измерительного материала содержанию учебного материала (содержательная валидность) и оцениваемому уровню деятельности обучаемых (функциональная валидность).

Требование обеспечения надежности в использовании контрольно-измерительных образовательных электронных изданий и ресурсов и их компонент определяется как вероятность правильного измерения уровня усвоения учебного материала с использованием ОЭИ.

Требование отвечает потребностям системы образования в обеспечении устойчивости результатов многократного измерения или контроля результативности обучения одного и того же испытуемого.

Кроме традиционных дидактических требований, предъявляемых как к образовательным электронным изданиям и ресурсам, так и к традиционным изданиям образовательного назначения, к средствам информатизации обучения предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании образовательных электронных изданий и ресурсов.

Требование адаптивности подразумевает приспособляемость образовательных электронных изданий и ресурсов к индивидуальным возможностям школьника. Требование означает приспособление, адаптацию процесса обучения с использованием ОЭИ к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого.

При создании и использовании электронных изданий и ресурсов целесообразно различать три уровня адаптации ОЭИ. Первым уровнем адаптации считается возможность выбора обучаемым наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучаемого, на основании результатов которой предлагается содержание и методика обучения.

Третий уровень адаптации базируется на открытом подходе, который не предполагает классифицирования возможных пользователей и заключается в том, что авторы ОЭИ стремятся разработать как можно больше вариантов его использования для как можно большего контингента возможных обучаемых.

Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место двустороннее взаимодействие учащегося с образовательными электронными изданиями или ресурсами. Средства ОЭИ должны обеспечивать диалог и обратную связь. Важной составной частью организации диалога является обязательная адекватная реакция образовательных электронных изданий и ресурсов на действие школьников и учителей.

Средства обратной связи осуществляют контроль и корректируют действия школьника, дают рекомендации по дальнейшей работе, осуществляют постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации. При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы средства обратной связи выдают результаты анализа работы с рекомендациями по повышению уровня знаний.

Интерактивность и обратную связь следует рассмотреть более подробно, поскольку интерактивность и наличие обратной связи являются существенной отличительной особенностью большинства ОЭИ.

Обратную связь в триаде “учитель ОЭИ ученик” можно разделить на два основных вида: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя обратная связь представляет собой информацию, которая поступает от ОЭИ к обучаемому в ответ на его действия при выполнении упражнений. Такая связь предназначена для самокоррекции учебной деятельности самим обучаемым.

Внутренняя обратная связь дает возможность обучаемому сделать осознанный вывод об успешности или ошибочности учебной деятельности. Она побуждает учащегося к рефлексии, является стимулом к дальнейшим действиям, помогает оценить и скорректировать результаты учебной деятельности.

Внутренняя обратная связь может быть консультирующей и результативной. В качестве консультации могут выступать помощь, разъяснение, подсказка, наталкивание и т.п. Результативная обратная связь также может быть различной: от сообщения обучаемому информации о правильности решенной задачи до демонстрации правильного результата или способа действия.

Информация внешней обратной связи поступает к педагогу, проводящему обучение с использованием компьютерной техники и средств информатизации, и используется им для коррекции как деятельности обучаемого, так и режима функционирования ОЭИ. Продолжим рассмотрение требований, предъявляемых к ОЭИ.

Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с образовательными электронными изданиями и ресурсами отвечает потребностям системы образования к формированию у обучаемого стилей мышления (алгоритмического, нагляднообразного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.).

Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в образовательных электронных изданиях и ресурсах. Название требования говорит само за себя. Требование обеспечения формируемости и уникальности заданий в контрольно-измерительных образовательных электронных изданиях и ресурсах.

Согласно этого требования задания, предъявляемые обучаемому, не должны полностью существовать до начала измерений или контроля и должны формироваться случайным образом в момент работы обучаемого с ОЭИ. При этом задания, получаемые разными обучаемыми, должны быть различными, что отвечает потребностям образования в обеспечении объективности и адекватности педагогических измерений.

Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения с использованием образовательных электронных изданий и ресурсов означает, что ОЭИ должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и телекоммуникационной техникой.

Средства информатизации обучения должны создаваться с учетом системы знаний обучаемого и его знания языка. Изложение учебного материала должно быть понятно конкретному возрастному контингенту школьников, но не должно быть слишком простым, поскольку это может привести к снижению внимания.

Основные эргономические и связанные с ними требования, которые строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению, устанавливают требования к изображению информации и режимам работы образовательных электронных изданий и ресурсов.

Основным эргономическим требованием является требование обеспечения гуманного отношения к обучаемому в процессе информатизации учебного процесса, означающее:

  • организацию в образовательном электронном издании или ресурсе дружественного интерфейса,
  • обеспечение возможности использования обучаемым необходимых справок, подсказок и методических указаний,
  • обеспечение возможности выбора последовательности и темпа работы.

Соблюдение вышеуказанных требований позволит избежать отрицательного воздействия применяемых образовательных электронных изданий и ресурсов на психику обучаемого, создаст благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ОЭИ. Требования здоровьесберегающего характера, предъявляемые к разработке и использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, соответствуют гигиеническим требованиям, санитарным нормам и правилам работы с компьютерной техникой.

Для анализа образовательных электронных изданий и ресурсов большое значение имеют требования к режиму труда и отдыха школьников при работе с персональными компьютерами: используемые средства информатизации образования должны быть разработаны таким образом, чтобы время их функционирования не превышало санитарные нормы работы с компьютерной техникой.

Следует отметить, что соответствие образовательных электронных изданий и ресурсов возрастным особенностям обучаемых и санитарным нормам работы с компьютерной техникой являются одним из основных условий эффективности информатизации учебного процесса. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию обучаемыми части информации или к ухудшению их здоровья.

С эргономическими тесно связаны эстетические требования, которые устанавливают соответствие эстетического оформления функциональному назначению образовательных электронных изданий и ресурсов, упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды, соответствие цветового колорита назначению средства ИКТ.

Эстетические требования к образовательным электронным изданиям и ресурсам не всегда обязательны к учету и соблюдению. Они носят характер рекомендаций по созданию средств информатизации образования. Вместе с тем, нельзя не отметить существенность придерживания одних и тех же “эстетических” позиций при создании средств ИКТ.

Особым требованиям качества должны удовлетворять и содержательные материалы, сопровождающие средства информатизации. К числу таких материалов, в первую очередь, необходимо отнести сопроводительную техническую и методическую документацию.

Требования к оформлению документации на образовательные электронные издания и ресурсы обосновывают необходимость грамотного и подробного оформления методических указаний и инструкций для обслуживающего персонала, учителей и школьников:

  1. Создание и использование средств информатизации образования должно сопровождаться соответствующим документированием с целью обеспечения интерфейса между создателями, заказчиками и пользователями, а также для обеспечения возможности освоения и совершенствования функций компонентов средств ИКТ.
  2. Документация к образовательным электронным изданиям должна быть исчерпывающей и соответствовать реальным электронным изданиям и ресурсам.
  3. Документация должна обеспечивать неснижаемую педагогическую эффективность использования образовательных электронных изданий и ресурсов.

Требования к образовательным электронным изданиям второй группы (специфические требования, зависящие от вида и уровня образовательного процесса) не имеют всеобщего действия и распространяются только на отдельные виды средств ИКТ. Далее следуют специфические требования к образовательным электронным изданиям и ресурсам, применяемым на отдельных видах учебных занятий.

Средства информатизации уроков, на которых излагается новый учебный материал, должны обеспечивать возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением, предоставлять учителю средства демонстрации сложных явлений и процессов, визуализации создаваемых на уроке текста, графики, звука.

Средства информатизации лабораторных занятий должны содержать средства автоматизации подготовки школьника к работе, допуска к работе, выполнения эксперимента (в том числе с удаленным доступом), обработки экспериментальных данных, оформления результатов лабораторной работы.

Такие образовательные электронные издания и ресурсы должны предоставлять возможность варьирования темпа самостоятельной работы обучаемого, содержать моделирующие компоненты, создающие виртуальные лаборатории, позволяющие изучать различные явления или процессы в ускоренном или замедленном масштабе времени.

Средства информатизации лабораторных занятий, должны также содержать встроенные средства автоматизации контроля знаний, умений и навыков школьников. Средства информатизации практических занятий, должны предоставлять школьнику сведения о теме, цели и порядке проведения занятия, контролировать знания каждого обучаемого, выдавать обучаемому информацию о правильности ответа, предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач, оценивать знания обучаемых, осуществлять обратную связь между учителем, средством ИКТ и школьником.

Средства информатизации самостоятельной работы школьников должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение теории. Такие образовательные электронные издания и ресурсы должны обладать более детальной системой контекстно-зависимых справок, комментариев и подсказок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)