Требования к оформлению материалов, направляемых в арбитражные суды
В исковом заявлении указываются точное наименование должности прокурора, его фамилия и инициалы; исковое заявление подписывает именно тот прокурор, должность и фамилия которого в нем указаны.
В исковом заявлении должны быть указаны:
- полное наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- наименование лиц, участвующих в деле (истца, ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора) и их почтовые адреса;
- цена иска, если иск подлежит оценке;
- обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
- доказательства, подтверждающие основания исковых требований (доказательства, приводимые в исковом заявлении, должны соответствовать критериям относимости и допустимости);
- расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;
- исковые требования со ссылкой на законы и иные нормативные акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;
- сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом, если прокурору известно о подобных мерах, предпринятых истцом и ответчиком;
- перечень прилагаемых документов.
В исковом заявлении может указываться на необходимость привлечения к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, вызова свидетелей, истребования письменных или вещественных доказательств, назначения экспертиз.
Прокурор при предъявлении иска обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Направление копий осуществляется с использованием любых средств связи, обеспечивающих фиксирование отправлений (заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, факсу), либо копии вручаются лицам, участвующим в деле, под расписку.
В целях реального исполнения решения суда, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, прокурор ставит перед судом вопрос о применении мер по обеспечению иска.
К ним относятся:
- наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику;
- запрещение ответчику совершать определенные действия;
- запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
- приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
- приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста.
Содержание искового заявления по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, включая основание иска, изложение подтверждающих их доказательств и исковые требования во многом обусловлены особенностями самих этих отношений и регулирующих норм материального права.
Каждый иск по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, должен включать в себя два обязательных элемента: предмет и основание. Предмет иска – это конкретное материально-правовое требование к ответчику, вытекающее из спорного правоотношения, по поводу которого арбитражный суд должен вынести решение по делу.
Кроме того, прокурор обязан указать в исковом заявлении юридическое основание, т.е. сделать ссылку на норму права или совокупность норм, нарушенных ответчиком.
Исковое требование прокурора следует формулировать с учетом содержания ст.12 ГК РФ, предусматривающей способы защиты гражданских прав, в том числе применяемых судом, которые, в частности, включают в себя:
- признание права;
- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признание оспоримой сделки недействительной, применение последствий недействительной или ничтожной сделки;
- присуждение к исполнению обязанности в натуре;
- возмещение убытков;
- взыскание неустойки;
- прекращение или изменение правоотношения.
К основным категориям дел по спорам, возникающим из административных правоотношений, относятся дела:
- о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан-предпринимателей;
- об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации (организации, гражданина-предпринимателя, права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, права постоянного пользования, ипотеки, сервитутов, сделок с землей, сделок с недвижимостью);
- по спорам о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
- о возврате из бюджета и внебюджетных фондов денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;
- о возмещении хозяйствующим субъектом убытков, причиненных неправомерными действиями вышеназванных органов;
- об обжаловании актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц.
Исковое заявление прокурора по спорам, возникающим из административных правоотношений, должно содержать в себе:
- ссылку на ненормативный акт, вопрос о признании недействительным которого (полностью или частично) ставится перед арбитражным судом, копия этого акта должна быть приобщена к исковому заявлению;
- конкретное обоснование того, в чем выражается допущенное нарушение закона или иного нормативного акта;
- указание о том, в чем конкретно допущено государственным органом, органом местного самоуправления или контролирующим органом ущемление прав и законных интересов конкретного хозяйствующего субъекта (группы конкретных субъектов);
- фактическое и документальное подтверждение убытков, причиненных неправомерными актами указанных органов;
- документальное подтверждение предпринимавшихся прокуратурой до обращения в арбитражный суд действий по пресечению нарушений законности, послуживших основанием для предъявления иска.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей (наравне с должником, налоговыми и иными уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами). При этом к налоговым и иным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (п.3 ст.11).
Уполномоченным государственным органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Прокурор для решения вопроса о направлении в арбитражный суд заявления о признании банкротом конкретного предприятия привлекает Федеральную службу и территориальные органы для проводимых на предприятии-должнике проверок и получения заключений.
При предъявлении прокурором заявления о банкротстве он не подменяет инициативу других субъектов процедуры банкротства.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом:
- когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства;
- когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;
- в интересах кредитора по денежным обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе о признании банкротом отсутствующего должника (ст.40, 177 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
К случаям, свидетельствующим о наличии нарушенных государственных и общественных интересов, дающим прокурору основания для обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятия, за исключением случаев, перечисленных в ст.40 Закона, относятся:
- наличие у предприятия крупных долгов перед государством, органами местного самоуправления, включая соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды;
- нахождение среди основных кредиторов потенциального банкрота государственных или муниципальных предприятий с участием государства или органов местного самоуправления;
- нахождение среди кредиторов потенциального банкрота (банка, кредитного учреждения и т.п.) большого числа граждан из социально слабо защищенных слоев (пенсионеры, инвалиды);
- особый экономический или социальный статус предприятия-банкрота (монопольное положение на рынке, выпуск социально значимой продукции, роль предприятия в поддержании социально-экономической инфраструктуры, занятость значительного числа инвалидов).
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает единственный случай, когда прокурор обязан возбудить дело о банкротстве, – если им обнаружены признаки преднамеренного банкротства. В соответствии со ст.10 факты преднамеренного и фиктивного банкротства устанавливаются только арбитражным судом, причем преднамеренного банкротства – только по заявлению прокурора.
Вместе с тем необходимо учитывать, что направление заявления в интересах конкретных кредиторов требует также четкого согласования процессуальной позиции прокурора и кредиторов (как хозяйствующих субъектов, так и физических лиц). Это может определяться спецификой признаваемого банкротом предприятия, продукция (услуги) которого могут быть крайне необходимы в конкретном регионе, отнесением его к числу градообразующих.
При выборе процедуры банкротства следует иметь в виду, что принятие решения о введении внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимают кредиторы (ст.65 Закона).
Учитывая необходимость срочного назначения временного управляющего, прокурор до направления заявления в арбитражный суд согласовывает кандидатуру с территориальным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению и вносит ее на утверждение суду вместе с заявлением о банкротстве.
Заявление прокурора о признании должника банкротом подается в арбитражный суд с соблюдением требований, предусмотренных п.2 ст.40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении заявления кредитора, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа правоотношений.
Заявление прокурора должно соответствовать требованиям, содержащимся в ст.35 Федерального закона и ст.102 АПК РФ.
Поскольку в силу ст.41 АПК РФ прокурор предъявляет иски (заявления) в защиту государственных или общественных интересов, то заявление должно содержать обоснованность обращения в арбитражный суд, конкретизировать сущность нарушений, допущенных ответчиком, и необходимость защиты интересов истцов (кредиторов).
Прокуроры обязательно принимают участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по их искам. При этом поддержание иска обеспечивается работниками соответствующих подразделений аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, а в Высшем Арбитражном Суде РФ – соответствующим управлением Генеральной прокуратуры РФ.
Если в силу требований подсудности иск предъявлен в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации, то эту обязанность прокуроры, как правило, выполняют силами прокуратуры субъекта Российской Федерации по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.
При рассмотрении дела прокурор должен последовательно отстаивать свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дела и внутренним убеждением, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
Прокурор, убедившись в несостоятельности позиции иска, вправе изменить предмет или основание иска либо отказаться от него. Дальнейшая судьба дела зависит от волеизъявления истца, в интересах которого производство возбуждено: он вправе настаивать на рассмотрении дела по существу. Напротив, отказ истца от требований, заявленных в его защиту прокурором, влечет оставление заявления без рассмотрения (ст.41 АПК РФ).
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу