Транспортные обязательства и их правовое регулирование

В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт. ГК РФ определяет лишь наиболее общие правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК РФ). В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК РФ детализированные условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.

В настоящее время приняты и действуют пять общих транспортных закона:

  • Воздушный кодекс РФ;
  • Кодекс торгового мореплавания РФ;
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ;
  • ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
  • ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые Правительством России, а также соответствующими транспортными ведомствами. В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы. Правила перевозок утверждаются транспортными министерствами на основании и в развитие соответствующих транспортных уставов и кодексов и подробно определяют порядок выполнения основных транспортных операций (оформление перевозочных документов, принятие и выдача грузов, составление актов при перевозках и т.д.), а также особенности перевозок отдельных видов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.) и в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Правила перевозок грузов издаются в виде сборнике, которые на железнодорожном, морском и речном транспорте именуются тарифными руководствами и имеют сложившуюся нумерацию. В специальном тарифном руководстве изложены ставки провозных платежей и порядок их исчисления.

На железнодорожном транспорте имеется отдельное тарифное руководство об условиях перевозок пассажиров и багажа, на других видах транспорта условия пассажирских перевозок определяются в специальных правилах. Согласно новому ВК воздушные перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, которые не должны противоречить общим правилам воздушных перевозок.

Действующие в Российской Федерации транспортные уставы и кодексы отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках. В силу этих факторов, а также сложности транспортного законодательства оно в отличие от других сфер российской экономики не претерпело в условиях перехода России к рыночным отношениям существенных обновлений.

В п. 2 ст. 784 ГК РФ предусмотрено, что условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по таким перевозкам определяются соглашением сторон, если законодательством не установлено иное. Эта формула, отражающая общие идеи ГК о свободе договора (ст. 421 ГК РФ) в условиях рыночных отношений, практически применяется на транспорте с большими ограничениями.

Дело в том, что транспортное законодательство ввиду наличия жестких транспортно-технологических требований к выполнению основных перевозочных операций и массовости таких операций содержит преимущественно императивные нормы, которые не могут быть изменены сторонами при заключении договора перевозки. Поэтому сфер соглашения сторон как источника взаимных прав и обязанностей на транспорте существенно ограничена. В ином положении находится морской транспорт – в особенности при перевозках на основании чартера, когда многие условия перевозок грузов определяются по соглашению сторон.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)