Транспортные обязательства и их правовое регулирование
В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт. ГК РФ определяет лишь наиболее общие правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК РФ). В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК РФ детализированные условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.
В настоящее время приняты и действуют пять общих транспортных закона:
- Воздушный кодекс РФ;
- Кодекс торгового мореплавания РФ;
- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ;
- ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
- ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые Правительством России, а также соответствующими транспортными ведомствами. В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.
Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы. Правила перевозок утверждаются транспортными министерствами на основании и в развитие соответствующих транспортных уставов и кодексов и подробно определяют порядок выполнения основных транспортных операций (оформление перевозочных документов, принятие и выдача грузов, составление актов при перевозках и т.д.), а также особенности перевозок отдельных видов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.) и в смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Правила перевозок грузов издаются в виде сборнике, которые на железнодорожном, морском и речном транспорте именуются тарифными руководствами и имеют сложившуюся нумерацию. В специальном тарифном руководстве изложены ставки провозных платежей и порядок их исчисления.
Действующие в Российской Федерации транспортные уставы и кодексы отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках. В силу этих факторов, а также сложности транспортного законодательства оно в отличие от других сфер российской экономики не претерпело в условиях перехода России к рыночным отношениям существенных обновлений.
Дело в том, что транспортное законодательство ввиду наличия жестких транспортно-технологических требований к выполнению основных перевозочных операций и массовости таких операций содержит преимущественно императивные нормы, которые не могут быть изменены сторонами при заключении договора перевозки. Поэтому сфер соглашения сторон как источника взаимных прав и обязанностей на транспорте существенно ограничена. В ином положении находится морской транспорт – в особенности при перевозках на основании чартера, когда многие условия перевозок грузов определяются по соглашению сторон.
- Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и юридических лиц
- Содержание патентного права
- Общие положения права интеллектуальной собственности
- Особенности наследования по закону
- Общие положения и основные категории наследственного права
- Обязательства из действий в чужом интересе без поручения
- Характеристика обязательств вследствие неосновательного обогащения
- Возмещение вреда жизни гражданина
- Возмещение вреда здоровью
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу