ТНК и государство в 1990-е годы
ТНК к концу 1990-х гг. заняли место одного из двух важнейших субъектов МЭО. Изменились и взаимоотношения между ними. В прошлом, на рубеже веков и в 1970-е гг., наблюдались даже всплески противостояния между международными монополиями и правительствами, приводившие к таким крайним мерам, как национализация или экспроприация иностранных активов. Но по большей части расхождение интересов выражалось в том, какие виды экономической деятельности и какого поведения государство ожидает от ТНК (и их филиалов) и как будут распределяться доходы от этой деятельности. Такие вопросы, как охрана технологических секретов, обеспечение монопольной власти на рынке, воздействие на окружающую среду, уход от налогов за счет трансфертных цен, были предметом бурных дебатов в 1970-е гг., что нашло отражение и в документах международных экономических организаций, в том числе в системе ООН.
Сферы конфликтов остаются, но дебаты по вопросам взаимозависимости теперь происходят в общем контексте глобализации экономической деятельности и меньше сосредоточены на стратегиях и поведении ТНК как таковых. Есть ряд причин такого изменения, но главной является смена приоритетов национальных правительств и осознание ими в 1990-е гг. того, что для достижения своих социальных и экономических целей они должны создавать для ТНК по крайней мере такие же благоприятные условия для доступа к своим рынкам и производству, как и их основные конкуренты.
Тем не менее отношение различных групп государств к этому вопросу долгое время оставалось неодинаковым. С одной стороны – Япония, Сингапур, Южная Корея, использующие интегрированный и комплексный подход к повышению долгосрочной конкурентоспособности национальных экономик с учетом предполагаемых ответных мер правительств-конкурентов и реакции своих и зарубежных ТНК.
Пока еще сложно судить о том, насколько прочны современные партнерские связи между государством и ТНК и не являются ли они лишь особенностью текущей фазы развития мировой экономики. Зоны расхождения интересов – механизм трансфертных цен, защита окружающей среды, распределение экспортных рынков, управление трудовыми ресурсами, ограничительная деловая практика, а также «чувствительные» в идеологическом и культурном плане области. Некоторые ведущие ученые предупреждают, что во времена кризисов, когда по тем или иным причинам либо государства, либо ТНК не выдерживают навязанных глобализацией темпов перестройки, могут наступать полосы конфронтации. В этой связи большие надежды возлагаются на международные и региональные институты, деятельность которых способствовала бы управляемому и предсказуемому развитию международных экономических отношений.
- Модель макроэкономического равновесия в открытой экономике
- Макроэкономическая роль валютного курса
- Мультипликатор расходов в открытой экономике
- Соотношение внутреннего и внешнего равновесия и макроэкономическая роль платежного баланса
- Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества
- ВТО и другие организации и соглашения как инструмент многостороннего регулирования международных экономических отношений
- Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования международных экономических отношений
- Общие положения международных экономических организаций и соглашений
- Усиление связи национальной валютной системы России с мировой валютной системой
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу