Типы человека

В соответствии с указанными маркерами определяется тот или иной тип человека.

Кинестетический тип:

  • эндоморфная конституция;
  • нижний тип дыхания;
  • расслабленная поза;
  • медленный темп речи;
  • низкий тембр голоса;
  • жестикуляция на уровне диафрагмы;
  • предикаты типа «ощущать», «чувствовать», «тяжелый», «легкий», «горячий», «холодный», «движение», «простой»;
  • преимущественно нижние глазодвигательные реакции.

Визуальный тип:

  • эктоморфная конституция;
  • верхний тип дыхания;
  • выпрямленная поза;
  • быстрый темп речи;
  • высокий тембр голоса;
  • жестикуляция выше уровня диафрагмы;
  • предикаты типа «видеть», «ясный», «точка зрения», «перспективы», «темный», «светлый», «обзор»;
  • преимущественно верхние глазодвигательные реакции.

Аудиальный тип:

  • мезоморфная конституция;
  • средний тип дыхания;
  • поза ближе к расслабленной, часто с наклоном головы в сторону собеседника (как бы прислушиваясь);
  • средний темп речи;
  • средний тембр голоса;
  • жестикуляция на уровне диафрагмы;
  • предикаты типа «слышать», «тихий», «громкий», «глухой», «гармоничный», «ритмичный», «созвучие»;
  • глазодвигательные реакции преимущественно на среднем уровне.

Существуют ли указанные выше типы человека в чистом виде? Очевидно, нет, но для нас с практической точки зрения и не представ­ляется важным точная классификация типов. Значительно важнее дру­гое: выявление текущей динамики модальностей внутреннего опыта, выявление неконгруэнтностей (об этой важнейшей категории мы пого­ворим подробнее ниже), определение модальности, необходимой для присоединения, и т. д. Все это требует, прежде всего, быстрой и уве­ренной калибровки.

Научиться калибровать может каждый. Разумеется, личности, об­ладающие хорошей врожденной эмпатией, справляются с этим лучше, однако калибровка уже потому доступна для всех, что все мы, в той или иной степени, пользуемся ею в повседневной жизни, причем бес­сознательно.

Ориентация, в том числе и на невербальные каналы передачи ин­формации, является необходимым условием умения общаться, улавли­вать нюансы и тенденции поведения других людей.

Но бессознатель­ной калибровки недостаточно для целенаправленной работы в техни­ках структурной психосоматики. Следовательно, необходимо не столько даже обучиться ей, сколько структурировать соответствующие карты, добиться устойчивого пребывания центра осознания в данной зоне во время работы.

Интересно
Сразу же отметим, что ни один опытный специалист не калибрует «по опроснику», т. е. никто и никогда не определяет последовательно тип сложения, дыхания и т. д., – оценка производится сразу и «обзор­но». Когда потом такого специалиста (оператора) спрашиваешь, по каким признакам он произвел классификацию, когда сам пытаешься описать процесс калибровки, единое действие начинает распадаться на фазы – да, действительно, глазодвигательные реакции такие-то, преди­каты такие-то, все правильно, но явно ощущается, что нечто важное ускользает, не поддается вербализации.

Дело в том, что, во-первых, калибровка осуществляется по «совокупному впечатлению», это ско­рее мастерство, нежели отработанная пооперационная процедура; во-вторых, терапевт находится на глубинных уровнях сознания – не ниже четвертого, на которых вербализация принципиально затруднена.

Вместе с тем, научиться калибровке, осознать собственные калиб­ровочные стратегии невозможно иным способом, нежели через про­стейшие упражнения по определению отдельных калибровочных при­знаков. Очень полезно заниматься в тройках, где один из учеников выполняет роль оператора, другой пациента, третий – наблюдателя. Затем роли меняются. Ставятся очень простые задачи: определить тип дыхания, телосложения и т. д.

Далее учебная ситуация несколько ус­ложняется – перед «пациентом» могут ставиться предварительные задачи типа: представить себе состояние отдыха на море или рассказать что-либо (здесь уже можно дополнительно оговорить втайне от «опе­ратора», правду или ложь будет говорить «пациент», – такое упражне­ние прекрасно развивает способность к определению неконгруэнтно­сти).

Все эти упражнения достаточно просты и не требуют дополни­тельных разъяснений – очень скоро у практикующих их вырабатываются индивидуальные приемы калибровки, и далее она производится «автоматически», без разделения на этапы, но при этом вполне осоз­нанно, как закрепленный профессиональный навык.

Уверенная калибровка необходима и для успешного исполнения присоединения и ведения – базовых этапов любых суггестивных тех­ник. Суть присоединения заключается в том, чтобы согласовать свои невербальные реакции с реакциями пациентов.

Этим достигается вхо­ждение в его зону осознания, что позволяет, во-первых, установить более тесный сенсорный контакт, чувствовать, как он, видеть, как он, слышать, как он, а во-вторых, перейти к ведению – осторожному на­правлению «внутренней» деятельности пациента в нужную сторону при помощи сигналов той же модальности, что и присущая в данный момент его мышлению.

Может показаться, что ведение сродни мани­пуляции, – это не так. После присоединения говорить о какой-либо манипуляции просто невозможно – объединение полей осознания вза­имно, и оператор в той же степени участвует в совместном процессе, что и пациент.

Манипулированию и директивным методам структурная психосо­матика противопоставляет так называемый экологичный подход. Суть этого термина (подробнее он будет разобран в главе о методах мышле­ния) заключается в том, что результат и путь достижения результата должны быть всегда одинаково «удобны» и полезны как для терапевта, так и для пациента. Термины типа «борьба с недугом», «перековка», «перелом сознания» недопустимы.

В отличие от директивных, эколо­гичные методы предполагают совместность усилий, определение зоны совпадения мотиваций, волений, целей и действий в этих зонах, сложе­ние векторов, а не подавление одного и замещение его другим.

Вообще, при структурной психосоматической работе терапевт оказывается в точно таких же условиях, что и пациент: он также погружается в транс, также переструктурируется и т. д. Здесь не может быть ведущего и ве­домого в директивном смысле слова, манипулятора и объекта манипу­ляции – успех является следствием совместных действий, в которых особенность роли оператора – в его больших знаниях, опыте и третьей позиции по отношению к проблемам пациента.

На практике присоединение осуществляется через «уравнивание» терапевтом какого-либо признака с соответствующим признаком па­циента. Например, присоединяясь «по дыханию», терапевт сперва определяет тип дыхания пациента, а затем начинает дышать точно так же. Присоединение, подобно калибровке, – это сознательный, но «ав­томатический» навык.

Опытный специалист не задумывается, по какому именно признаку он присоединяется к пациенту. Более того, очень часто для стороннего наблюдателя такое присоединение неза­метно и неочевидно. Свидетели работы Эриксона рассказывают, что даже ближайшим ученикам часто было непонятно, за счет чего мастер присоединяется и далее осуществляет ведение – вроде бы ни поза, ни дыхание его не меняются, однако…

Простые, но эффективные упражнения по овладению навыками присоединения и ведения разработаны в НЛП. Распределение ролей – то же, что и при обучении калибровке. Перед терапевтом ставится задача определить тип дыхания, позы и т. д., а затем присоединиться по тому или иному признаку (сперва по одному, затем по несколь­ким).

Интересно
Обучение ведению проще всего начинать через дыхание: ста­вится задача определить его тип, осуществить присоединение и да­лее, когда, по мнению терапевта оно надежно установилось, медлен­но и постепенно меняя собственное дыхание, постараться повести за собой пациента, сдвинуть его тип дыхания в желательную сторону. Научиться ведению сложнее, чем предыдущим элементам техники, но после некоторого периода тренинга происходит качественный сдвиг – и сложное прежде становится простым «автоматическим» навыком.

Описанные элементы являются базовыми – без овладения ими не­возможно применение каких-либо техник, овладение же ими – это первый шаг к профессиональной деятельности. Но не только – владе­ние калибровкой, присоединением и ведение на осознанном уровне чрезвычайно полезно и в широком круге обыденных житейских кон­текстов, оно позволяет осуществлять межличностные контакты на со­вершенно ином уровне эффективности.

Прекрасными примерами ус­пешной калибровки, присоединения и ведения являются отношения «мать-ребенок» и в тех партнерских парах, о которых говорят, что они живут «душа в душу». Вообще, отношения между половыми партне­рами могут рассматриваться как самый очевидный случай близких отношений на невербальном уровне – здесь чисто телесные проявле­ния значат «больше слов» и зачастую делают слова излишними.

Другой пример хорошего контакта на уровне присоединения и ве­дения – случай менее очевидный, но классический (с него, в частности, начинались исследования в области психологии малых групп). Это – так называемые слетанные пары летчиков-истребителей. Действитель­но, хорошие пилоты далеко не всегда могут образовывать удачные пары.

В свое время случай подсказал, что совместимость может быть спрогнозирована заранее: в душевой одного из авиационных подразде­лений система подвода горячей воды была устроена таким образом, что изменение расхода воды в одной из соседних кабин влияло на температуру воды в обеих. Один из врачей обратил внимание, что некото­рые соседи, не видя друг друга и не согласуя своих действий, легко и быстро добиваются комфортной для обоих регулировки, а у других это не получается. Первые пары были удачными партнерами и в воздухе.

Этот пример показателен в нескольких отношениях:

  • присоединение и ведение (а анализ показал, что в успешных па­рах всегда устанавливались отношения «ведущий-ведомый») может основываться на самых периферических феноменах в таких условиях, когда калибровка по глазодвигательным реакциям, типу дыхания и другим признакам просто невозможна;
  • отношения «ведущий-ведомый» успешны лишь тогда, когда они экологичны для обоих участников.

В данной книге мы не ставили задачу подробно раскрывать эту те­му – калибровка, присоединение и ведение относятся к первичным навыкам психотерапии, которым посвящены специальные учебные пособия и семинары. Проблема, между тем, далеко не так проста, и навыки далеко не так элементарны, как может показаться на первый взгляд.

Участвуя в многочисленных семинарах по НЛП и эриксоновской терапии, один из авторов с удивлением обнаружил, что значи­тельное число участников тренинга (40-50 %) испытывает серьезные затруднения при выполнении этих упражнений. Эти затруднения, как правило, игнорируются преподавателем, и группа переходит к более сложным упражнениям.

Но поскольку выполнить их, не владея базо­выми навыками, невозможно, то в результате человек учится имитации работы – он выполняет формальные техники без присоединения к партнеру и не умея калибровать, не понимая смысла невербальных ответов партнера.

Авторам неоднократно приходилось наблюдать и следствия такого рода непроработанности базовых навыков:

  • женщина-психолог, кандидат психологических наук, специалист по бизнес-консультированию, в разговоре с одним из авторов сказала: «У меня большие сомнения в том, что к партнеру надо присоединять­ся. В теории все хорошо, я сама учу на семинарах присоединяться по позе, дыханию, невербальным реакциям и т. д. Но на практике, во вре­мя консультирования и деловых переговоров, эффект от присоедине­ния был противоположным – партнер вдруг становился агрессивным, входил в нересурсное состояние, и отношения становились натянуты­ми. Я прекратила это делать»;
  • известный врач-психотерапевт на одном из своих семинаров полностью игнорировал невербальные реакции своих пациентов, рабо­тал исключительно с вербальным содержанием их ответов. Когда один из авторов задал вопрос, почему он не учитывает невербальные реак­ции, врач сказал, что «это было бы грубой интерпретацией, с этими НЛП-штучками можно далеко зайти».

Таких примеров много. Все дело в том, что подлинное овладение этими базовыми навыками (а не их имитацией) возможно лишь в слу­чае глубокой структурной проработанности терапевта (по крайней ме­ре – на четвертом логическом уровне сознания).

Проработанность Уровня карт необходима хотя бы потому, что с убеждениями типа «присоединяться к человеку опасно, можно взять его проблему (бо­лезнь) на себя», «нельзя быть открытым, необходимо защищаться от вредных воздействий», «мир и окружающие – это агрессивная среда, очень опасное место» и т. д. – совершенно невозможно научиться при­соединению и раппорту.

О непроработанности космограммы, пересечении и ложности карт и стратегий говорят вопросы типа «Как защититься, когда я присоеди­нен?» и т. д. Очевидно, что и раппорту, и калибровке невозможно нау­читься без выработанной третьей позиции (особенно в значимых кон­текстах «терапевт-пациент», «партнер-партнер», «учитель-ученик»).

Становится совершенно ясным, что обучение базовым навыкам присоединения, ведения, калибровки невозможно только в рамках линей­ного обучения «step by step», «шаг за шагом». В рамках линейного, последовательного обучения эти навыки либо не формируются, либо, зачастую, имитируются нарочито, в форме «обезьянничанья», что, ес­тественно, приводит к противоположным результатам.

Именно поэтому в рамках единого психосоматического подхода обучение этим навыкам проходит иначе. Мы не отказались полностью от формальных упражнений такого типа, но на всех этапах обучения, в процессе обучения конкретным технологиям работы акцентируем внимание учащихся на вопросах присоединения и калибровки, тща­тельно разбирая эти моменты при анализе терапии в группе.

Можно привести пример, казалось бы, совершенно иного рода, но очень близкий по структуре. Замечательный русский актер Михаил Чехов, создавая свою актерскую школу и систему, отказался от повсе­местно господствовавшего тогда принципа обучения: «Сначала – ни­какой игры, никаких ролей. Только формальные навыки, техники, вы­полнение этюдов. А вот уж потом…».

Чехов смело нарушил эту линей­ную систему обучения, дав возможность студийцам сразу играть, но в реальных ситуациях актерской игры, он обучал конкретным техникам вхождения в различные состояния, присоединения к партнеру, умения видеть себя на сцене со стороны (третья позиция!) и т. д. Этот путь оказался необыкновенно плодотворным и открыл принципиально но­вую страницу в истории и театра и актерского обучения.

Мы сочли необходимым коснуться этого вопроса, так как предпо­лагаем, что среди читателей есть достаточное количество людей, не владеющих описанными навыками. Практика описанных нами тренингов необходима для приобретения начальных навыков, а также для дальнейшего перехода к собственно техникам структурной психосома­тики, хотя, разумеется, все нюансы метода удастся передать лишь при непосредственном обучении в ходе семинаров.

Интересно
Калибровка, присоединение и ведение в техниках структурной психосоматики в целом принципиально не отличаются от принятых в НЛП, телесно-ориентированной терапии и других родственных на­правлениях, однако существует и некоторое отличие: структурная психосоматика принципиально сочетает телесную и психотерапевти­ческую работу, поэтому очень часто присоединение и ведение может осуществляться через непосредственный телесный контакт, а затем переходить в вербальную зону или, напротив, раппорт, установленный в ходе вербальной работы или работы со знаковыми системами, затем переносится в телесную зону.

Мы будем отмечать это при описании соответствующих техник, но уже сейчас обращаем внимание читателя на это, весьма важное в практическом смысле, обстоятельство.

Преобладание в общении людей второй сигнальной системы (по И П. Павлову) не отменяет важной роли первой. Не впадая в зооморфизм, интересно, тем не менее, вспомнить роль невербальных сигналов в поведении животных (позы, движения, сиг­нальные действия и т. д.). Прекрасными калибровщиками оказываются домашние жи­вотные и маленькие дети, понимающие без слов.

Но и в жизни каждого человека бессоз­нательная калибровка играет огромную роль – именно ей мы обязаны впечатлениями от того или иного человека в целом, которые вербализуются примерно следующим обра­зом: «Не знаю почему, но мне этот человек симпатичен». Или: «Он мне ничего не сделал плохого, даже ничего не сказал, но, тем не менее, я ему не доверяю» и т. д.

Присоединение и ведение, подобно калибровке, на несознательном уровне широ­ко используются людьми в процессе повседневного общения. «Я чувствовал ситуацию» – говорим мы. Или: «Я сразу понял, что он хочет сделать».

Говоря более определенно, без присоединения невозможна никакая подлинная общность между людьми, именно оно объединяет хорошо спаянные малые коллективы, составляет психосоматическую суть «чувства локтя» и т. д. (показательно, что и метафоры, использующиеся для определения таких феноменов, включают соответствующие понятия из рода категорий те­лесности, психофизики и обобщения поля осознания).

Полным отсутствием присоеди­нения характеризуются случаи обособленности, разобщенности, «одиночества в толпе», «белой вороны» в семье или коллективе, неуспешной деятельности по принципу «ле­бедь, рак и щука», когда люди могут иметь и общую цель, и даже объединяться общим чувством, но не способны к общему действию, общему бытию (последний случай мы часто наблюдаем в семьях, где супруги, казалось бы, вступили в брак по любви, но се­мьи не возникает).

Что препятствует присоединению? Как мы видим, оно требует согла­сования структур на всех уровнях – от духовного до базовой физиологии. Часто мы просто не хотим этого делать, а иногда, но внутренним структурным причинам, и не можем.

Внимательный разбор техники калибровки, присоединение и ведение еще не по­казывали, что о манипуляции здесь не может быть и речи. Действительно, прежде чем вести, человек должен присоединиться, т. е. приобрести в той или иной степени черты личности своего партнера, проникнуться, в буквальном смысле слова, его чувствами, перевоплотиться в него. Дальнейшая работа осуществляется с этих позиций, т. е. в какой-то степени от лица ведомого и, уж во всяком случае, внутри его поля сознания.

Та­ким образом, терапевт должен первым сделать шаг навстречу, чтобы И пациент мог сделать свой шаг. Очень важно здесь еще одно обстоятельство – разделение внимания, строгое сохранение в процессе работы третьей позиции; только она способна обеспечить после присоединения, после вступления в поле осознания пациента целенаправленные действия терапевта, который, с одной стороны, добровольно отождествляет свою личность с личностью пациента, а с другой – должен сохранять отстраненный анализирую­щий и целеполагающий взгляд специалиста.

Раппорт – это и есть связь в отношениях «присоединение-ведение», используе­мая во всех суггестивных техниках. Термин пошел от классического директивного гипноза, и поэтому мы ввели его лишь после того, как в достаточной степени прояснили суть мягкого экологичного подхода к психотерапевтической работе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)