Репрезентативные системы и калибровка

В классическом определении «репрезентативная система» – это тот или иной способ получения и внутренней обработки информации.

Концепция   «репрезентативных   систем»,   являющаяся   одним   из главных достижений НЛП, интересует нас с нескольких точек зрения:

  • как практическая система, необходимая и принятая в техниках структурной психосоматики;
  • как теоретическая модель, позволяющая продемонстрировать не­которые тонкие моменты последовательного психосоматического под­хода;
  • как дидактический материал для прояснения смысла таких не­простых понятий, как «калибровка», «присоединение» и «ведение».

Классификация проводится по психофизическому признаку – преобладание того или иного сенсорного анализатора: визуального, аудиального или кинестетического. Само по себе подобное деление не имело бы особого значения, если бы не были разработаны простые и доступ­ные методы калибровки: определение по внешним вербальным и не­вербальным реакциям, в какой именно модальности внутреннего опы­та протекает психическая деятельность конкретного человека и к ка­кому типу модальности эта деятельность обычно склоняется.

Таким образом, основанная на принципах определения репрезен­тативной системы, калибровка преследует на практике две цели:

  • определение  генетической  предрасположенности личности  к предпочтительной обработке информации в формате того или иного сенсорного анализатора;
  • определение того, какой именно анализатор предпочтительно используется в том или ином контексте для решения той или иной за­дачи отражения-отреагирования и каким образом, при этом, такая деятельность вербализуется.

Дальнейшее сопоставление полученных данных позволяет делать различные выводы о внутренних конфликтах, истинности и неистин­ности высказываний и т. д.

Возможность определения модальности внутреннего опыта по внешним признаками не должна нас удивлять. С точки зрения психо­соматики она представляется естественным фактом. Действительно, человеческое существо, как мы знаем, едино по вертикали «тело-душа-дух», ориентация же техники калибровки на психофизическую, т. е. центральную, часть отражения-отреагирования, ее механизм, оказыва­ется наиболее продуктивной – здесь естественным образом одинаково nдоступными оказываются и периферические феномены (вербальные и невербальные реакции), и «внутренние» образы.

Калибровку можно производить по целому ряду признаков (исто­рически первым таким признаком были глазодвигательные реакции, роль которых была выявлена еще Эриксоном). Мы выделили ведущие признаки калибровки, расположив их в порядке уменьшения зависи­мости от базового генотипа человеческого существа.

Признаки калибровки:

Конституция, тип телосложения.

Классификаций типов те­лосложения существует великое множество. В НЛП (структурная психосоматика следует тому же принципу) выделяются эндоморфный (склонный к полноте), эктоморфный (сухощавый) и мезоморф­ный (среднее сложение) типы.

Таким образом, за основу принимают­ся индивидуальные особенности процессов ассимиляции питатель­ных веществ, метаболизма, тонких глубинных тенденций физиологи­ческих процессов, которые находят свое выражение в периферичес­ких особенностях телосложения. Очень часто бывает так, что кон­ституция конкретного человека сама по себе противоречива – у него, скажем, торс эндоморфа, а ноги эктоморфа и т. п. Такое обстоятель­ство следует учитывать как признак очень глубокой неконгруэнтно­сти, чаще всего связанной с нарушениями трансляции генотипа в его глубоких зонах.

Тип дыхания.

Этот признак относится к наиболее глубинным и, несомненно, зависит от конституции человека. Выделяются верх­ний (грудной), нижний (животом) и средний (диафрагмой) типы ды­хания. Йога и цигун давно выявили тесную взаимосвязь типов дыха­ния с тонкими психическими и духовными процессами и функциями человеческого существа. Как уже отмечалось, пранаяма представляет собой четвертую ступень Патанджали-йоги, а даоинь дыхания, наря­ду с даоинем положения и ментальным даоинем, является неотъем­лемым элементом любого комплекса цигуна.

Таким образом, каждо­му упражнению в этих традиционных системах (в том числе и уп­ражнениям хатха-йоги) соответствует свой предписанный тип дыха­ния, его глубина, ритм и т. д. То же можно сказать и о других видах энергетических гимнастик (тибетских, тансёгрити – практике мексиканских индейцев) и таких малоизвестных практиках, как православ­ное «умное делание». Вообще, дыхание оказывает глубочайшее воз-Действие на всех уровнях вертикали – физиологическом, эмоцио­нальном, духовном.

Любопытно, что особенное (по сравнению с про­зой) воздействие поэтического слова может быть объяснено именно сильнейшим психологическим воздействием дыхания. Оно передает ся через ритмическую организацию стиха, причем, не только через метр, но и при посредстве более тонких нюансов: цезур, дополни­тельных ударных и безударных слогов и т. д. (недаром так сильно воздействуют на эмоции те стихотворения, где ритмическая структу­ра наиболее приближена к циклической организации дыхания).

Интересно
Этот феномен весьма интересен для  пристального  анализа средствами структурной психосоматики: «внутреннее» состояние поэта, сумма его психосоматических реакций закрепляется через ритм дыхания в ритмической  организации  стиха,  а затем  через  нее,  воздействуя опять-таки на дыхание (речь непосредственно связана с дыханием, и прочтение какого-либо текста даже «про себя» непосредственно воз­действует на него), порождает подобное состояние у читателя – по­добное, но не тождественное, ведь структура текста воспринимается через собственную структуру читающего его человека. Отсюда лю­бовь или нелюбовь к тем или иным поэтам, а также индивидуаль­ность прочтения даже вошедших в хрестоматии и, казалось бы, вы­читанных до последней буквы стихов, отсюда же необычайная труд­ность  перевода поэтического слова,  который  в лучших образцах должен быть не переложением, а воссозданием.

Привычная поза (поза комфорта), которую человек принима­ет, не задумываясь о производимом впечатлении и вне какой-либо «дисциплинирующей» социальной ситуации.

Ясно, что такая поза также является производной от конституции человека. Она бывает расслабленная (опущенные  плечи,  несколько сутулая  спина),  вы­прямленная или промежуточная.

Темп речи – быстрый, средний, медленный.

Темп речи обу­словлен динамикой внутренней деятельности и степенью вербализа­ции внутреннего опыта в момент таковой. При строгом подходе вы­ясняется, что этот показатель неспецифичен: один и тот же человек в разные моменты, когда центр осознания находится на разных логиче­ских уровнях, склонен к разному темпу речи. На глубоких уровнях сознания вербализация внутреннего опыта затруднена, что сказыва­ется и на темпе речи, в которой возникают паузы: человек начинает говорить, в уме подбирая слова.

Между прочим, быстрый и бойкий ответ на вопрос, заведомо адресованный глубинным уровням созна­ния, свидетельствует о  неискренности  отвечающего:  вместо того чтобы вербализовать процесс некоторой внутренней деятельности, он выдает заранее заготовленный ответ.

Дигитальная болтовня – пус­тое бытовое резонерство – также сопровождается быстрым темпом речи и характерно для тех жизненных контекстов, когда люди разго­варивают, не имея подлинного интереса к общению, не желая на са­мом деле чего-либо высказать и что-либо узнать. Дигитальная болтовня проявляется также и в тех случаях, когда личность под влияни­ем своих несущностных структур стремится отдалиться от процесса общения – такое наблюдается, например, на терапевтических сеан­сах, когда разоблачение ложного «Я» личности становится неизбежным.

Более точно будет говорить о среднем сравнительном темпе, ко­торый естественен для данного индивида (при определении генети­ческой предрасположенности к той или иной сенсорной системе об­работки информации) и при отклонениях от него (при калибровке текущей модальности внутреннего опыта).

Тембр голоса.

Этот показатель весьма специфичен и связан с конституционным типом. Тем не менее, нередко мы наблюдаем, что в каких-то контекстах тембр голоса конкретного человека резко ме­няется (мы говорим,  что «голос срывается»  или «садится»). Для опытного терапевта это очень важные маркеры, отличающие сущест­венные моменты внутренней деятельности – эмоциональные пики, внутренние конфликты и т. д. Различают высокий, средний и низкий тембры.

Преобладающая жестикуляция.

Она может проявляться ни­же, выше или на уровне диафрагмы. Жестикуляция связана с консти­туционным типом и, отчасти, типом дыхания, но в очень большой степени она зависит от текущей модальности внутреннего опыта. Следует учитывать также глубину транса и ряд «внешних» факторов: присущие данному конкретному человеку культуральные, социаль­ные, национальные и другие особенности.

Влияние национальных особенностей и особенностей, связанных с воспитанием, очевидно. Однако, подобное воздействие может быть и более тонким. К приме­ру, известного советского актера и режиссера И. Владимирова, кото­рый, кроме того, вел курс в Театральном институте, раздражала жес­тикуляция общающихся с ним людей. Неудивительно, что в его при­сутствии зависимые от него в социальном отношении люди стреми­лись вовсе избежать жестов. Специалист должен всегда учитывать подобные особенности текущих контекстов, в которых проводится калибровка.

Используемые в речи предикаты.

Это – ключевые, оценочные слова, качественно характеризующие ситуацию или ее важные аспек­ты в целом и применяемые в качестве постоянной вербальной конст­рукции. Например, в сознании кинестетика нейтральным словам «ду­мать», «решать» синонимичны слова «чувствовать», «ощущать», они и будут употребляться чаще всего. Для визуала синонимы иные – «смотреть», «видеть», а для аудиала – «слушать внутренний голос».

Ней­тральная фраза: «Давайте обдумаем ситуацию и примем решение», – в этих трех случаях может приобрести следующие формы:

  • «Давайте прочувствуем ситуацию и сделаем правильные шаги» – кинестетик.
  • «Давайте рассмотрим ситуацию и определим дальнейшие перспек­тивы» – визуал.
  • «Давайте прислушаемся к тому, что подсказывает нам внутренний голос по поводу ситуации и необходимых действий» – аудиал.

В литературе описан случай, когда при деловом общении предло­жение, высказанное одному солидному бизнесмену, было решительно отвергнуто. Авторы забракованного проекта были знакомы с базовыми техниками НЛП и, поразмыслив, убедились, что обращались к кинестетику, используя аудиальные предикаты; они повторили свое пред­ложение буквально через пятнадцать минут, используя кинестетиче­ские предикаты, – и оно было принято. «Что же вы сразу толком не объяснили!» – воскликнул бизнесмен.

Таким образом, находясь в од­ной модальности внутреннего опыта, он просто не воспринял смысл сообщения, сформулированного в другой модальности, и отверг не его суть, а чуждую собственной структуре форму. Таких примеров можно привести множество.

Глазодвигательные реакции.

Это важнейший признак при калибровке текущей модальности внутреннего опыта. Установлено, что не контролируемое сознательно направление взгляда является отражением определенных, развивающихся в данный момент, стра­тегий: для врожденного правши взгляд вправо-вниз (по отноше­нию к наблюдателю) означает кинестетическое ощущение, влево-вниз – внутренний диалог, по средней линии вправо – аудиальное конструирование, по средней линии влево – аудиальное воспомина­ние, вправо-вверх – визуальное конструирование, влево-вверх – ви­зуальное воспоминание.

Таким образом, по верхней линии представлены визуальные «вну­тренние действия», по средней – аудиальные, по нижней – кинестети­ческие, направления влево связаны с воспоминаниями, а вправо – с конструктами.

Интересно
У врожденных левшей глазодвигательные реакции зеркально симметричны. Эта закономерность носит универсальный характер с одним исключением: установлено, что у врожденных правшей-басков они соответствуют реакциям врожденных левшей других национальностей, и наоборот. Причина такой аномалии остается загадкой.

Таким образом, кинестетические ощущения оказываются подобными конструк­там, а «внутренний диалог» – воспоминаниям других модальностей, что, в частности, говорит о не меньшей сложности организации «телесного чувства» (ощущение в этой модальности оказывается аналогией конструирования, т. е. несет в себе черты не просто регистрации «внутренних» параметров, а сложной деятельности, связанной, в том числе с построением моделей, экстраполируемых в будущее или в фантазийный контекст) и родства «внутреннего диалога» с кинестетическими ощущениями (в обоих случаях активной составляющей выступает существо человека, на которого и направлен «вектор внимания»).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)