Типология демократических режимов Хелда

Демократические режимы , по мнению Д. Хелда, могут быть соотнесены со следующими моделями.

«Протективная» (защищающая) демократия , которая описана Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье. Главной своей задачей считает защиту граждан как от произвола властей, так и от беззакония частных лиц.

Важным для этой модели демократии является отделение государства от гражданского общества и невмешательство власти во многие сферы жизни, прежде всего в экономику.

«Развивающая» демократия (Ж. Ж. Руссо). Руссо полагал, что демократия – не только государственный механизм. Она через непосредственное участие всех граждан в политической жизни развивает, совершенствует людей.

Он был убежденным противником фабричного производства и сторонником мелкой собственности, которую, по его мнению, следовало равномерно распределить между всеми гражданами, и тогда каждый из них станет ответственным за собственное дело, которое также будет способствовать его развитию.

Модель «отмирания государства » (Карл Маркс). Маркс видел освобождение людей в прекращении экономической эксплуатации. Так как систему эксплуатации поддерживает государство, то задача построения «подлинной демократии» (а молодой Маркс был именно демократом) заключается в создании условий для постепенного «отмирания» государства.

Эти условия – уничтожение частной собственности, установление диктатуры пролетариата, полного социального равенства, выборности всех органов власти – могут быть созданы в результате социальной революции.

Интересно
«Соревновательный элитизм» (Макс Вебер, Йозеф Шумпетер). Создатели этой модели демократии делали упор на отбор наиболее одаренной и компетентной элиты, способной как к законодательной, так и к административной деятельности.

Демократия, по мнению Вебера и Шумпетера, препятствует присвоению власти одной из борющихся, «соревнующихся» внутри элиты групп. Эта модель предусматривает сильную исполнительную власть, контроль правящей партии над парламентом, независимую от политического руководства компетентную бюрократию. Роль масс сводится к участию в выборах.

«Плюралистическая» демократия (Дэвид Трумэн, Роберт Даль). Эта модель представляет общество как совокупность большого количества малых групп, каждая из которых стремится повлиять на процесс принятия решений. Правительство выступает как посредник в процессе конкуренции между этими группами.

В соответствии с этой моделью основная заслуга демократии заключается в защите прав меньшинств и в невозможности какой-либо элитарной группы постоянно оставаться у власти. Массы могут вмешиваться в политический процесс, но делают это достаточно пассивно (например, только на выборах), предоставляя правительству и лидерам групп интересов решать проблемы общества.

«Легальная» демократия (Фридрих Хайек, Роберт Нозик, «новые правые»). Берет начало в «проективной» демократии Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и понимается как форма правления, защищающая свободу и власть большинства

Но для обеспечения мудрого и справедливого правления этот принцип необходимо ограничить: поставить закон выше воли народа, т. е. построить правовое государство, отделить гражданское общество от государственных институтов и свести к минимуму, с одной стороны, бюрократическое государственное регулирование, а с другой – деятельность профсоюзов в экономике, регулирующих зарплату.

Народы, по мнению Хайека, оказываются на дороге к рабству тогда, когда подменяют демократию коллективизмом.

Типология демократических режимов Хелда

«Партиципаторная» демократия (Никое Пулантцас, Кэрол Пэйтмэн, Бенджамин Барбер, «новые левые»). Это демократия участия, в котором авторы этой модели видят основной фактор компетентного, заинтересованного решения проблем, сочетающего индивидуализм и коллективизм.

Участие не означает только голосование. Оно заключается в создании самоуправления на локальном уровне, в том числе и на производстве, в демократизации политических партий и социальных движений, институтов власти. Эта модель опирается не столько на верховенство закона, сколько на постоянные изменения и демократизацию всего общества (см. рис. 1).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)