Типичные виды нарушений законов
Все экологические правонарушения (как и иные) разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую или административную ответственность, а преступления – уголовную.
Экологическое правонарушение можно определить как виновное, наказуемое, запрещенное законом (экологическим, трудовым, гражданским, административным, уголовным и иным) деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения по охране природной среды, рациональному использованию ее ресурсов, обеспечению экологической безопасности государства и членов его общества.
Экологическое преступление – общественно опасное, виновное, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов, обеспечению экологической безопасности государства и населения.
По характеру экологические преступления можно разделить на:
- преступления, связанные с незаконным использованием (захватом) природных ресурсов, – ст. 253, 256, 258, 260 УК РФ;
- преступления, связанные с негативным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества, – ст. 246 – 249, 251, 252, 254, 255, 257, 259, 261, 262 УК РФ.
Перечень экологических правонарушений дается в природоресурсном законодательстве, Кодексе РФ об административных правонарушениях, правовых актах субъектов Российской Федерации.
Так, нарушение ветеринарных правил и правил борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ) влечет за собой уголовную ответственность при наличии тяжких последствий, а при отсутствии таковых – административную или дисциплинарную. Загрязнение вод, не повлекшее указанных в ст. 250 УК РФ последствий, влечет административную либо дисциплинарную ответственность.
С учетом большого количества нормативных правовых актов в сфере экологии предлагается следующая типологизация правонарушений – по субъектам:
- Нарушения, допускаемые органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Как правило, они совершаются посредством издания правовых актов, регулирующих общественные отношения в экологической сфере, которые противоречат актам, имеющим более высокую юридическую силу, например: предоставление лесных земель в пользование в лесах первой группы, что возможно только на основе специального распоряжения Правительства РФ о переводе таких земель в нелесные. Иногда нарушения имеют форму бездействия, когда указанные органы вопреки требованиям законодательства не издают соответствующие правовые акты, что затрудняет либо делает невозможным регулирование отдельных видов общественных отношений. Кроме того (в основном органами местного самоуправления), допускаются факты превышения своих полномочий, в частности, при выделении земельных участков из состава земель областного уровня.
- Нарушения, допускаемые территориальными подразделениями специально уполномоченных государственных органов в области охраны и использования природной среды:
- ненадлежащее исполнение предоставленных им законодательством полномочий, проявляющееся в пассивности, нежелании обострять отношения с правонарушителями;
- несоблюдение требований процессуального характера при применении мер административного воздействия, выражающееся в нарушении сроков привлечения к ответственности, в применении санкций от имени ненадлежащего должностного лица или органа, в неисполнении других обязательных процедур, предусмотренных административным законодательством;
- окрытие от правоохранительных органов фактов уголовно наказуемых деяний путем применения мер административно-правового характера;
- незаконная выдача согласований и разрешений разного рода субъектам на осуществление той или иной деятельности при наличии установленных законодательством экологических или санитарных запретов, а также подмена заключений государственной экологической экспертизы в строго определенных законом случаях ведомственными заключениями
- Нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами:
- несоблюдение в процессе повседневной деятельности экологических и санитарных требований, установленных законодательством. Среди подобного рода нарушений можно выделить: захламление территорий; превышение предельно допустимых норм выбросов и сбросов загрязняющих веществ, иных видов негативного воздействия на природную среду; невыполнение природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду;
- осуществление деятельности, связанной с природопользованием или охраной окружающей среды, без соответствующего разрешения (лицензии), это: незаконная добыча полезных ископаемых, несанкционированное размещение отходов, пользование водными объектами без соответствующей лицензии и т.д.;
- реализация мероприятий, могущих отрицательно повлиять на состояние окружающей природной среды, при отсутствии обязательного в таких случаях заключения государственной экологической экспертизы либо при наличии отрицательного заключения ГЭЭ.
- Нарушения, допускаемые общественными экологическими объединениями и организациями:
- осуществление деятельности в области охраны окружающей среды, выходящей за рамки уставных задач;
- присвоение полномочий органов государственного экологического контроля;
- организация масштабных экологических акций с нарушением требований законодательства о проведении таких мероприятий.
Предметом экологических преступлений является природная среда в целом, природные ресурсы: земля, недра, атмосфера, внутренние воды и воды открытого моря, животные, растительность. В качестве предмета преступного воздействия предусматриваются достопримечательные объекты живой и неживой природы: природные ландшафты, урочища, ущелья, скалы, деревья, водоемы и др.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу