Теория сравнительного преимущества

Другой представитель классической школы Д. Рикардо (1772-1823), развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля может быть взаимовыгодной, даже если один из регионов не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.

Принцип сравнительных преимуществ заключается в том, что регионы должны специализироваться на производстве тех товаров, которые они могут выпускать с наиболее низкими сравнительными издержками по сравнению с другими регионами.

Сравнительные (относительные) издержки показывают, от какого количества одного из производимых товаров необходимо отказаться при увеличении производства другого товара на единицу.

Дадим количественную интерпретацию принципа сравнительных издержек. Допустим, у нас имеются регион 1 и регион 2, которые производят два товара, пшеницу и сукно. На единицу материальных затрат в регионе 1 можно произвести 50 единиц пшеницы или 25 единиц сукна или же какую-то комбинацию этих двух товаров с промежуточными значениями объемов выпуска.

В регионе 2 на единицу материальных затрат можно произвести 67 единиц пшеницы или 100 единиц сукна или же какую-то промежуточную комбинацию этих двух товаров (рис. 2).

Теория сравнительного преимущества

Допустим, между регионами существует внешняя торговля. Если товары поставляются на конкурентный рынок, то их относительные цены будут определены относительными издержками производства.

В регионе 1 для производства дополнительной единицы пшеницы необходимо отказаться от 0,5 единиц сукна, в регионе 2 от 1,5 единицы сукна. Выгодное для торговли соотношение цен будет в пределах 0,5 – 1,5 единиц сукна на единицу пшеницы.

Предположим, что обменный коэффициент принял значение:

1 единица пшеницы = 1 единице сукна.

Тогда при полной специализации региона 1 на пшенице, а региона 2 на сукне кривые производственных возможностей займут новое положение (рис. 3).

Теория сравнительного преимущества

Кривая производственных возможностей показывает какое максимальное количество продукции может быть произведено регионом при существующем уровне технологий и объеме ресурсов.

Таким образом, внешняя торговля является еще одним условием роста производственных возможностей региона, наряду с внедрением новых технологий и расширением объема используемых ресурсов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)