Теория нации по Бауэру

В начале XX в. сторонник «всеобщего социализма» О. Бауэр выдвинул свою концепцию нации, где нация определялась «общностью культуры и характера», возникшей на основе «общности судьбы».

Интересно
Исходя из особенностей формирования западноевропейских национальных государств, О. Бауэр подверг критике три современные ему концепции нации, связывающие ее с общностью происхождения, общностью языка и общностью самосознания (т.е. сознанием принадлежности к единому целому).

По поводу первого О. Бауэр резонно замечает: «Итальянцы происходят от этрусков, римлян, кельтов, германцев, греков и сарацин, современные французы — от галлов, римлян, бриттов и германцев, современные немцы — от германцев, кельтов и славян».

По поводу языковой общности он пишет: «Но англичане и ирландцы, датчане и норвежцы, сербы и хорваты говорят на едином языке, не представляя собой единого народа…».

Правда, по мнению К. Каутского, настаивавшего на признании языка, один язык может быть присущ двум нациям и даже большему их числу, говорит лишь о том, что наряду с ним существуют еще и другие признаки нации.

Наконец, по поводу самосознания, которое якобы сплачивает людей в нацию, австрийский ученый замечает: «Но разве тирольский крестьянин перестает быть немцем оттого, что он никогда не сознавал своей связи с немцами Восточной Пруссии или Померании, с тюрингцем или эльзасцем?».

Вопрос о сущности нации О. Бауэр связывал с понятием «национальный характер», который он понимал как некую сумму признаков, которыми различаются люди разных национальностей, как «комплекс физических и духовных качеств».

Интересно
Причем, предвосхищая проблемы и противоречия этнологии, социальной и культурной антропологии и этнической психологии второй половины XX в., О. Бауэр предостерегал от ошибок в понимании национального характера.

Во-первых, национальный характер не был раз и навсегда установленной сущностью (некой данной от предков мистической «душой народа») — он исторически изменчив.

Во-вторых, национальный характер должен быть рассмотрен в соотношении с особенностями, свойственными другим видам общностей, среди которых важное место занимают социально – классовая и профессиональная общности.

В-третьих, ошибочны попытки объяснить с помощью категории «национальный характер» образ действий какой-либо нации. Наконец, в-четвертых, ошибочно действия отдельного человека объяснять национальным характером его народа.

«Когда мы описываем национальный характер, то этим мы ничуть не объясняем причин каких-либо действий, а описываем лишь то, что является общим во множестве действий данной нации».

Нация, по О. Бауэру, представляет собой лишь «относительную общность характера». Мы подробно остановились на идеях О. Бауэра именно потому, что в них сформулированы некие узловые положения современной теории нации и предопределен ее «описательный» характер, приведший в конце XX в. к принципиальному отказу западной этнологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)