Теория этноса и его особенности

Необходимое условие развития этнопедагогики как науки и практической педагогической деятельности — безусловно, ее опора на этнологическое, антропологическое, культурологическое знание. Этнопедагог должен прежде всего знать природу, границы, функции этнического «измерения» личности, во многом определяющего ее сознание, поведение.

Но именно здесь мы имеем дело с одной из самых сложных, противоречивых и дискуссионных проблем современной науки, затрагивающих сущность нашего знания о человеке, его происхождении, природе, месте в мире.  Теория этноса.

Термин «этнос» употреблялся в Древней Греции уже в V—IV вв. до н.э. и имел широкий спектр значений: указывал на всякую совокупность одинаковых живых существ (не только людей), а именно: народ, племя, стая, толпа и т.д. В более позднее время его стали относить только к человеческому сообществу, и он обозначал другие, негреческие племена.

Определение «этнический» впервые было зафиксировано в знаменитом Оксфордском словаре английского языка в 1851 г. Вплоть до 80-х гг. XX в. в европейской и американской традиции термин «этничность» связывался с маргинальностью, в Европе употреблялся только по отношению к сообществу и культуре национальных меньшинств.

И лишь благодаря книгам английских историков Б. Андерсона и Э.Хобсбаума, представителей страны, считающейся оплотом традиционализма, стала постепенно утверждаться и распространяться иная точка зрения: носители этничности не только национальные меньшинства, но и сами англичане, английское общество.

Таким образом, понятие «этничность» стало приобретать смысл общечеловеческого способа выражения лояльного, или комплиментарного отношения к культуре своего родного народа.

В США «маргинальная» интерпретация этноса и этничности оказалась наиболее устойчивой. До сих пор там понятие «истинный американец» (т. е. белый протестант англосаксонского происхождения) многими не связывается с этничностью.

Интересно
Особенность употребления понятия «этнос» в России состоит в том, что в научном языке оно постепенно заменило русский синоним «народ», хотя в XIX в. были попытки внедрить вместо названия «этнология» термин «народоведение».

Но этот вариант не прижился по тому, что у понятия «народ» в русском языке есть и другой  неэтнологический смысл, в соответствии с которым оно употреблялось в социально – классовом ключе для обозначения низших, угнетаемых слоев общества, простолюдинов, противопоставленных господствующим аристократическим кругам.

Кроме того, в обиходном, разговорном языке до сих пор нередко понятие «народ» употребляется для обозначения какой-либо группы, компании (например, «студенческий народ»).

Таким образом, понятие «этнос» употреблялось в литературе задолго до того, как стало центральной категорией для особой науки — этнологии, или этнографии. В науке не существует единого мнения по поводу содержания категории «этнос», дискуссии по этому вопросу продолжаются.

Необходимо рассмотреть, как явление возникло, какие стадии в своем развитии прошло и как функционирует сегодня. История этнологии делится на науку и историю этнологической мысли. И если первая относительно молода, около полтора столетия, то вторая — уходит своими корнями в глубь веков.

Речь идет о попытках осмыслить разнообразие человеческих общностей, называемых народами, этносами, разнообразие их образа жизни, языков, традиций, обычаев, религий, понять причины этого разнообразия. Эта потребность усиливалась по мере расширения знаний об обитаемом мире, расширения географических знаний.

Объяснения причин этого видимого разнообразия, разумеется, соответствовали уровню знаний, мировоззрению эпохи, народа, особенностям свойственного ему мировосприятия, миропонимания. Например, индейцы Америки, ранее не видевшие белых людей и их рабов-африканцев, их появление объясняли следующим образом.

Боги для заселения Земли вылепили из глины фигурки людей и положили их в печь для обжига. Вынули их вовремя — получились отличные фигурки кирпично-красного цвета. Так появились коренные жители Америки — индейцы.

Интересно
Для других частей света они тоже вылепили фигурки, но заболтались и забыли вовремя вынуть из печи. Фигурки обуглились, но боги вдохнули в них жизнь. Так появились негры. Вновь вылепили боги людей из глины, но боялись пропустить момент и поторопились вынуть их из печи. Получились бледно-розовые фигурки европейцев.

Это объяснение содержит не только представление об отличии, но и определенную ценностную позицию, на основе которой и должны строиться отношения, межэтническая, или межрасовая, коммуникация «отличных», хорошо получившихся у богов «кирпично-красных» индейцев с «обуглившимися», т.е. неудачными, африканцами и «недопеченными» европейцами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)