Тендерные варианты девиантного поведения

Типы, клинические формы и структура девиантного поведения помимо этнокультурной специфичности имеют половую и тендерную окраски. Не-которые из девиаций считаются атрибутом исключительно мужского или женского стилей отклоняющегося поведения, иные могут в меньшей степени за-висеть от половой принадлежности человека.

 

Для того чтобы обнаружить тендерную специфику девиантных форм поведения, необходимо определить нормативность и отличительные параметры женского и мужского полоролевого поведения, которые оцениваются на основании различий темпераментальных особенностей, характерологических свойств и личностных качеств.

 

К поведенческим особенностям психофизиологического характера, имеющим корреляции с полом человека, можно отнести известные факты луч-шей переносимости женщинами болевых ощущений, состояний длительной ограниченности движений или обездвиженности. Этот факт может быть объяснен как психофизиологическими особенностями пола, так и психологическими традициями роли женщины и мужчины в определенных обществах и культурах.

Известно, что у народов Запада считается, что роды связаны с одними из самых сильных болевых ощущений, которые может испытать человек. Вследствие этого формируется определенное отношение к боли, готовность ее испытать и собственно выраженные болезненные ощущения женщин.

Противоположное отношение к родам описывается у женщин ряда африканских народностей. Там ожидающая ребенка женщина продолжает активно трудиться физически, относясь к родам как к обычному явлению, не сопряженному с болевыми ощущениями. Фактически подобная предиспозия к болевым ощущениям способствует и более легкой переносимости родов.

Влияние психологического отношения к иммобилизации известно давно. Мужчины значительно хуже, чем женщины, эмоционально переносят дли-тельный период ограничения движений или полной обездвиженности.

То есть можно утверждать, что на девиантный стиль поведения мужчины оказывает влияние возможность в полном объеме совершать действия. Ограничение этих возможностей способно приводить к характерологическим и патохарактеро-логическим реакциям и становлению девиации (например, агрессии).

Именно поэтому в процессе социализации с целью профилактики неадекватных форм поведения мальчику требуются большая физическая активность и свобода действий. Иногда указывают даже на значимость процесса пеленания младенца для становления отклоняющегося или нормативного поведения.

 

Мужской и женский стили поведения могут базироваться и на тендерных различиях психомоторики (походки, жестикуляции, письма), эргичности, скоростных (темповых) характеристиках и предметной пластичности (В. М. Русалов).

Энергетический уровень потребности в освоении предметного мира (эргичность), так же как и способность к переключению с одних форм поведения на другие (предметная пластичность) и более скоростные характеристики типичны для мужского стиля темперамента.

По данным М. Русалова, у мужчин по сравнению с женщинами чаще наблюдается жажда деятельности, избыток сил, высокая работоспособность, гиперактивность, более выражено стремление к напряженному умственному и физическому труду. Кроме того, для мужчин более характерны гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию форм деятельности, высокий темп поведения, более высокая психомоторная скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности.

Для женщин — легкость вступления в новые социальные контакты, более широкий набор коммуникативных программ, сильнее выраженная коммуникативная импульсивность, легкость в переключении в процессе общения, а также повышенная чувствительность к неудачам, беспокойство, неуверенность, тревога.

Таким образом, на уровне сбалансированного психофизиологического функционирования (темпераментальных свойств) можно отметить тот факт, что стилевые характеристики поведения мужчин и женщин существенно разнятся. Процесс воспитания способен сгладить или заострить различия и сказаться на становлении и диагностике девиантных форм поведения.

На уровне характерологических свойств стилевые особенности проявля-ются в виде тендерных стереотипов полоролевого поведения. Под ними понимаются модели поведения, система предписаний, которые должен усвоить соответствующий индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (И. С. Кон). Формирование полоролевого поведения происходит на базе соответствующих тендерных особенностей темперамента под воздействием воспитания.

Как правило, воспитание носит целенаправленный характер и включает в себя традиционные вербальные и невербальные способы. Оно начинается с первых дней жизни человека. Например, традиции предписывают перевязывать одеяло новорожденных мальчика и девочки лентами различно-го цвета (голубого и розового соответственно).

Данный ритуал означает начало длительного периода полоролевого воспитания с целью сформировать адекватные биологическому полу тендерные стереотипы поведения. В дальнейшем это становление включает в себя различие в играх («дочки-матери», «война»), одежде (брюки, юбки), внешности (банты, галстуки).

Вершиной полоролевого воспитания является формирование психосексуальной ориентации (гетеро- или гомосексуальной), что имеет значение для оценки сексуальных девиаций и перверсий.

Оценка нормативности женского и мужского поведения зависит от этно-культурных параметров, поскольку половые роли могут разниться в зависимости от общественных ожиданий и требований.

В одних странах и регионах эти ожидания характеризуются существенными различиями, в других —сближаются и даже сливаются (унисексуальный стереотип). В культурах «восточ-ного типа» отмечается дистанцирование и строгая очерченность тендерных стереотипов поведения с предписыванием женщинам и мужчинам различных видов деятельности и способов взаимодействия в обществе и семье.

В западной психологической культуре отмечается сближение половых ролей. Именно в западном мире родился и развивается феминизм, первоначально направленный на борьбу за равные социальные права мужчин и женщин, но фактически переродившийся в борьбу женщин за размывание границ поло-ролевого поведения.

Несмотря на существование разных этнокультурных взглядов на полоролевое поведение, все же можно отметить следующие характеристики типичного (нормативного) женского и мужского стереотипов поведения на уровне характерологических особенностей.

К мужскому стереотипу, обозначаемому как маскулинность, относят: активность, бескомпромиссность, решительность, независимость, самостоятельность, самодостаточность, эмоциональную устойчивость. К женскому, называемому фемининностъ, причисляют:

покорность, нежность, послушание, терпимость, аккуратность, зависимость, несамостоятельность, чувственность, эмпатийность, тревожность и склонность к ярким экспрессивным реакциям.

Анализ тендерных стилей поведения показывает, что значимыми являют-ся особенности поведения и самопрезентации человека в следующих сферах:

  • внешность и стиль одежды;
  • манера поведения (мимика, жесты, походка);
  • манера речи;
  • стиль взаимодействия в семье;
  • стиль взаимодействия в обществе;
  • стиль сексуальной активности.

 

Наосновании внешности и выбора стиля одеждытипичный женский и мужской стереотипы существенно различаются. Традиционные требования и ожидания диктуют необходимость выбирать и носить одежду, подчеркивающую половую принадлежность или по крайней мере не противоречащую ей.

Например, использование косметики в рамках традиционной оценки нормативности полоролевого поведения приписано лишь женщинам, так же как и определенный вид одежды и аксессуаров (юбки, банты, броши, туфли на высоком каблуке и т. д.).

Отклоняющимся по стилю (неэстетичным) может быть признано поведение, не соответствующее приведенным традициям и нормам, например использование женской одежды, обуви и аксессуаров мужчиной, так же как и ношение женщиной «грубой» обуви, бесформенных брюк и т. д. Иногда отклоняющимся по эстетическим параметрам может быть признано поведение женщины, бреющей голову, или мужчины, который красит волосы в неестественный цвет.

К типично женским манерам поведения относят жеманство, кокетство, манерность, особый стиль походки, более яркую и демонстративную жестикуляцию, в отличие от типичной мужской скупости движений, сдержанности в проявлениях эмоций. Различия манер речи заключаются в звучности, тембральной специфичности и выраженной эмоциональной подкрепленности.

К девиантным формам поведения может быть отнесена манера поведения, выходящая за рамки тендерных эстетических норм, например грубый низкий голос у женщины.

Стили взаимодействия в семье и в обществе отражаются в таких поведенческих феноменах, как: субординация, главенствование, существование т. н. женских и мужских обязанностей и дел. Нередко они проявляются в стиле принятия ответственности и решений. Понятие «быть под каблуком у жены» может отражать тендерный вариант девиантного поведения в определенной культурной среде.

В процессе альтернативного полоролевого воспитания мальчику и девочке предписывается выполнять по дому лишь те дела, которые соответствуют традиционному пониманию роли будущего мужчины и женщины. Например, характерным занятием для девочки считается уборка квартиры, стирка, приготовление пищи, для мальчика — хозяйственные работы, ремонт.

Особую роль в оценке нормативности и девиантности тендерного поведения играют стили сексуальной активности. В обществах с традиционным разделением полоролевых стандартов поведения считается, что сексуальная активность предписана мужчине, пассивность — женщине.

Это проявляется в том, что мужчина берет на себя ответственность за формирование т. н. сексу-ального сценария партнерской пары, то есть именно он, а не женщина, определяет время, место, частоту, способы сексуальных действий. С другой стороны, это накладывает на него и ответственность за качество сексуальных контактов.

В сексуальных культурах со строгой регламентацией действий для описания нормативного и девиантного поведения мужчины и женщины при интимной близости используются разные термины (мужчина «овладевает», женщина «отдается»). При проявлении излишней сексуальной активности женщины и пассивности мужчины их поведение может быть отнесено к от-клоняющемуся.

Выделяют классические и неклассические типы полоролевых особенностей.

К классическим вариантам относят маскулинность и фемининность, к неклассическим — андрогинность (сочетание маскулинности и фемининности) и недифференцированность тендерного стереотипа поведения.

Нормативным считается поведение, соответствующее биологическому полу (мас-кулинное у мужчины, фемининное у женщины). Остальные варианты могут быть при определенных условиях отнесены к формам девиантного поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)