Технология и организация разработки решений

Технология — совокупность методов и средств преобразовомия исходных материальных ресурсов, информации и другого “входа” системы в товар и другие компоненты: ее “выхода”.. Основной вопрос, на который дает ответ технология, — как делать и каким способом?

Применительно к системе разработки управленческого решения на “входе” этой системы; будут:

  • совокупность научных подходов к стратегическому маркетингу;
  • методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решения;
  • требования к качеству решений;
  • информация, характеризующая необходимые для принятия решений параметры конкурентоспособности объекта, внешней среды и другие данные.

На “выходе” системы разработки управленческого решения будет зафиксированное на каком-либо информационном носителе утвержденное решение, отвечающее требованиям “входа”.

Процесс разработки управленческого решения является содержанием “черного ящика” — системы разработки решения. К процессу предъявляются следующие требования:

  • качество процесса, определяемое профессионализмом лиц, принимающих решения (ЛПР), и качество технических средств для принятия решений должны быть не ниже качества “входа” системы;
  • организация процесса разработки управленческого решения должна отвечать принципам пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, специализации;
  • длительность и стоимость процесса разработки управленческого решения должны быть минимальными при условии соответствия уровня качества решения предъявляемым требованиям.

Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контроль и координацию их выполнения.

Организация разработки управленческого решения —сложный комплекс работ, охватывающий такие аспекты, как:

  • мысленное представление процесса познания элементов технологии и организации;
  • формулирование требований к качеству решений;
  • определение количества и структуры этапов и операций процесса разработки решений;
  • разработка блок-схемы (алгоритма) принятия решения;
  • анализ и прогнозирование изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономическое обоснование;
  • организация выполнения решения.

Рассмотрим кратко перечисленные аспекты.

Процесс познания О.Т. Лебедев и А.Р. Каньковская представляют как совокупность следующих аспектов:

  1. Мысль идет от явления к сущности, от сущности первого рода к сущности второго рода и т. д.
  2. На каждом уровне познания используется система понятий, сложность и содержание которых возрастают с ростом уровня.
  3. На высоких уровнях познания понятия переходят в категории.
  4. Высокие категории познания примыкают к понятию закона, который можно определить как выявление, установление наиболее общих, существенных и необходимых причинно-следственных связей в изучаемых явлениях. Познание законов представляет возможность объединить все понятия и категории в некоторую упорядоченную систему.
  5. Понятия и категории представляют динамичные, дополняющиеся и взаимопереходящие представления, обладающие способностью к бесконечному развитию.
  6. Понятийный аппарат, искусство оперировать им образуют основу процесса мышления, основу профессионального поведения человека. Чем выше уровень умения оперировать профессиональными понятиями, находить между ними связи и зависимости, тем больше шансов на успех в любой сфере деятельности.

Взаимосвязи законов и основных категорий менеджмента представлены на рис. 10.8.

 

Процесс познания категории “управленческое решение” завершается формулированием вопросов, на которые должны быть даны ответы после завершения разработки решения. Повторим их: для чего; что; как; кому; с какими затратами; в коком количестве; в какие сроки; где? Кому и когда; по какой цене поставлять? Что это даст инвестору и обществу в целом?

Следующий аспект организации разработки управленческого решения — формулирование требований к качеству решения. В п. 10.2 был сформулирован весь набор требований к качеству управленческих решений, охватывающий параметры качества, условия обеспечения качества и восемь факторов сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений. Эти параметры, условия и факторы сформулированы применительно к наиболее качественному, и, соответственно, дорогому рациональному решению. В конкретной ситуации количество учитываемых факторов сопоставимости может быть меньше восьми.

Этапы и операции процесса принятия решения:

  • выявление управленческой проблемы или задачи;
  • предварительная постановка цели;
  • сбор необходимой информации;
  • анализ информации;
  • определение исходных характеристик проблемы с учетом накладываемых ограничений;
  • уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;
  • обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;\
  • разработка альтернативных вариантов решения;
  • выбор метода решения;
  • экономическое обоснование выбранного решения;
  • согласование решения с органами управления и исполнителями; окончательное оформление и утверждение решения;
  • организация выполнения решения;
  • контроль выполнения решения;
  • стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;
  • установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач.

Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап — “выявление управленческой проблемы” — требует выполнения следующих операций:

  1. Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям.
  2. Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области.
  3. Определение расхождения показателей анализируемых объектов.
  4. Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР; рекламаций и претензий потребителей.
  5. Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя.
  6. Формирование направлений развития объекта и т.д.

Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов. Напомним, что аналогично производственным управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.

Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.

Упрощенная блок-схема разработки управленческого решения представлена на рис. 10.9.

Вопросы анализа и прогнозирования изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономического обоснования рассмотрены в пп. 6.1, 7.2 и 10.6.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)