Технология и организация разработки решений
Технология — совокупность методов и средств преобразовомия исходных материальных ресурсов, информации и другого “входа” системы в товар и другие компоненты: ее “выхода”.. Основной вопрос, на который дает ответ технология, — как делать и каким способом?
Применительно к системе разработки управленческого решения на “входе” этой системы; будут:
- совокупность научных подходов к стратегическому маркетингу;
- методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решения;
- требования к качеству решений;
- информация, характеризующая необходимые для принятия решений параметры конкурентоспособности объекта, внешней среды и другие данные.
На “выходе” системы разработки управленческого решения будет зафиксированное на каком-либо информационном носителе утвержденное решение, отвечающее требованиям “входа”.
Процесс разработки управленческого решения является содержанием “черного ящика” — системы разработки решения. К процессу предъявляются следующие требования:
- качество процесса, определяемое профессионализмом лиц, принимающих решения (ЛПР), и качество технических средств для принятия решений должны быть не ниже качества “входа” системы;
- организация процесса разработки управленческого решения должна отвечать принципам пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, специализации;
- длительность и стоимость процесса разработки управленческого решения должны быть минимальными при условии соответствия уровня качества решения предъявляемым требованиям.
Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контроль и координацию их выполнения.
Организация разработки управленческого решения —сложный комплекс работ, охватывающий такие аспекты, как:
- мысленное представление процесса познания элементов технологии и организации;
- формулирование требований к качеству решений;
- определение количества и структуры этапов и операций процесса разработки решений;
- разработка блок-схемы (алгоритма) принятия решения;
- анализ и прогнозирование изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономическое обоснование;
- организация выполнения решения.
Рассмотрим кратко перечисленные аспекты.
Процесс познания О.Т. Лебедев и А.Р. Каньковская представляют как совокупность следующих аспектов:
- Мысль идет от явления к сущности, от сущности первого рода к сущности второго рода и т. д.
- На каждом уровне познания используется система понятий, сложность и содержание которых возрастают с ростом уровня.
- На высоких уровнях познания понятия переходят в категории.
- Высокие категории познания примыкают к понятию закона, который можно определить как выявление, установление наиболее общих, существенных и необходимых причинно-следственных связей в изучаемых явлениях. Познание законов представляет возможность объединить все понятия и категории в некоторую упорядоченную систему.
- Понятия и категории представляют динамичные, дополняющиеся и взаимопереходящие представления, обладающие способностью к бесконечному развитию.
- Понятийный аппарат, искусство оперировать им образуют основу процесса мышления, основу профессионального поведения человека. Чем выше уровень умения оперировать профессиональными понятиями, находить между ними связи и зависимости, тем больше шансов на успех в любой сфере деятельности.
Взаимосвязи законов и основных категорий менеджмента представлены на рис. 10.8.
Процесс познания категории “управленческое решение” завершается формулированием вопросов, на которые должны быть даны ответы после завершения разработки решения. Повторим их: для чего; что; как; кому; с какими затратами; в коком количестве; в какие сроки; где? Кому и когда; по какой цене поставлять? Что это даст инвестору и обществу в целом?
Следующий аспект организации разработки управленческого решения — формулирование требований к качеству решения. В п. 10.2 был сформулирован весь набор требований к качеству управленческих решений, охватывающий параметры качества, условия обеспечения качества и восемь факторов сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений. Эти параметры, условия и факторы сформулированы применительно к наиболее качественному, и, соответственно, дорогому рациональному решению. В конкретной ситуации количество учитываемых факторов сопоставимости может быть меньше восьми.
Этапы и операции процесса принятия решения:
- выявление управленческой проблемы или задачи;
- предварительная постановка цели;
- сбор необходимой информации;
- анализ информации;
- определение исходных характеристик проблемы с учетом накладываемых ограничений;
- уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;
- обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;\
- разработка альтернативных вариантов решения;
- выбор метода решения;
- экономическое обоснование выбранного решения;
- согласование решения с органами управления и исполнителями; окончательное оформление и утверждение решения;
- организация выполнения решения;
- контроль выполнения решения;
- стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;
- установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач.
Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап — “выявление управленческой проблемы” — требует выполнения следующих операций:
- Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям.
- Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области.
- Определение расхождения показателей анализируемых объектов.
- Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР; рекламаций и претензий потребителей.
- Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя.
- Формирование направлений развития объекта и т.д.
Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов. Напомним, что аналогично производственным управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.
Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.
Упрощенная блок-схема разработки управленческого решения представлена на рис. 10.9.
Вопросы анализа и прогнозирования изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономического обоснования рассмотрены в пп. 6.1, 7.2 и 10.6.
- Мотивация соблюдения концепции маркетинга и нормативов конкурентоспособности, выполнения стратегии организации
- Учет и контроль выполнения стратегии организации по срокам, качеству, затратам
- Сетевые модели и оперограммы в оперативном управлении
- Задачи и этапы оперативного управления выполнением стратегии организации
- Тенденции развития технологий и их классификация
- Экспертиза инновационных проектов
- Основы инновационного проектирования
- Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации
- Задачи, принципы НИОКР
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу