Сюрреализм в лабиринтах сознания и подсознания

Сюрреализм (сверхреализм) как направление в искусстве сформировался во Франции в 20-е годы ХХ века. Это творчество – вне контроля разума. Термин сюрреализм ввел английский живописец М. Морли. В 1924 году французский поэт Андре Бретон издал “Манифест сюрреализма”, и эта дата рассматривается теперь как начало сюрреализма.

Это направление в искусстве нередко рассматривается как характеристика художественного мышления ХХ столетия. Бретон указывал на то, что действительность “терроризирует воображение своим практицизмом: человеку некуда бежать из такой ситуации, чтобы сохранить свое “Я” и свое достоинство, разве только в области воспоминаний детства, снов, фантазий. Важна “свобода духа”, пусть даже та, которой обладают безумцы”.

Бретон дал свое известное определение сюрреализма: “Чистый психологический автоматизм… Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне всяких каких бы то ни было эстетических и нравственных соображений. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психологические механизмы и занять их место при разрешении главных проблем жизни”. Бретон требовал максимум авантюризма, предрекал “эпоху снов” и выступление “медиумов”.

В своем “Манифесте” Бретон указывает на такие важные особенности теории Фрейда, как “непрерывность сновидения”, его большая логичность по сравнению с деятельностью бодрствующего сознания, удовлетворение от увиденного во сне, чувство приобщения к Высшей Тайне.

Согласно принципам сюрреализма, художник должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, воспоминаниями младенческого возраста. А задача художника состоит в том, чтобы с помощью художественных средств достичь бесконечного и вечного. Свои произведения сюрреалисты строят как нечто алогичное, парадоксальное, неожиданное, как особую ирреальность. Крупнейшим представителем сюрреализма был Сальвадор Дали.

Сальвадор Дали (1904–1989) Испанский художник, скульптор, график, важнейший представитель сюрреализма. Стилистические эксперименты и эксцентричные поступки сделали его одной из самых популярных и спорных фигур среди художников ХХ века. История искусства ХХ века немыслима без произведений Сальвадора Дали. Но дело не только в его картинах, а и в общей концепции образа жизни и творчества художника. Он был рожден, чтобы удивлять людей своими картинами, гротесковыми объектами, экстравагантным поведением, фильмами, книгами.

Какие надо найти слова, чтобы хоть как-то охарактеризовать его искусство и судьбу! Ошеломляющий, обескураживающий, патологическое животное, маньяк, максималист, бунтарь, гений, паяц… И всё это в одном человеке, жившем активно и активно творившем. Действительно, в Дали сильно влечение к саморекламе, есть оттенок самовлюбленности, есть неистовость, эгоцентризм, кажущаяся немотивированность поступков, склонность к парадоксальности. Однако в нем находилось и место душевной чистоте, невероятной трудоспособности и, конечно же, яркому таланту.

Интересно
Кто не позавидует Дали! Счастливая любовь, смелость, признание, свобода действовать как хочется, богатство наконец…Дали неоднократно обвиняли в поклонении деньгам. Так оно и было. Используя их, он осуществлял свои фантазии. Внешняя экстравагантность поведения Дали в жизни обычно противопоставляется глубокой загадочности его творений. Думается что художник создал свою биографию и произведения искусства по единым нормам.

Он, подобно врачу, исследующему недуг, “привил” себе болезнь ХХ столетия и использовал ее симптомы и на уровне бытия, и на уровне художественного образа. Любимыми мыслителями Сальвадора Дали были: Платон, Спиноза, Монтень, Вольтер, Кант, а среди современников – Гуссерль. Художник впитал огромную культуру Запада, ему принадлежат серьезные сочинения по мифологии, философии, искусству.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)