Свойства организаций

Сущность организации как процесса или системы определяется не столько формой ее представления, сколько внутренним содержанием, отражающим возможности использования и развития ее потенциала. Свойства организации — это совокупность проявлений, отражающих общие, характерные и специфические черты.

Именно свойства раскрывают и выражают потенциал любой организации, свидетельствуя возможность ее функционального применения и содержательного взаимодействия с другими процессами и системами.

Исследование свойств организации осуществляются универсально, независимо от ее природы, проявления, использования и взаимодействия. Это необходимо для того, чтобы выделить основополагающие, действительно организационные, характерные как процессам, так и системам общие свойства, описывающие их реальные проявления и перспективный потенциал функционирования и развития.

Свойство неаддитивности. Как правило, большие системы характеризуются неаддитивностью, т.е. эффективность их деятельности варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих.

Например, прибыль промышленной фирмы при прочих равных внешних условиях изменяется в зависимости от эффективности работы входящих в нее подразделений, которая (при одной и той же формальной структуре организации и принципах стимулирования труда) определяется качеством персонала, стилями руководства, личными взаимоотношениями и т. д.

Другой пример. В большинстве случаев эффективность работы группы из 7 человек выше, чем группы, в которую входят 17 сотрудников. Многие психологи считают, что рабочая группа (руководитель плюс взаимодействующие между собой исполнители), с точки зрения эффективности и оперативности руководства, взаимодействия членов и экономии средств должна иметь численность не менее 5 и не более 9 человек (так называемый закон «7 плюс‑минус 2»)

Свойство эмерджентности. Эмерджентность означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей. Например, цель фирмы состоит в получении максимальной прибыли при минимальных расходах на рабочую силу. Персонал организации руководствуется целью максимизации заработной платы при минимизации затрат труда.

Другой пример: система «государство», цель которого — получение максимального объема налоговых поступлений. цель же подсистемы «народ» — максимизация доходов ее частей, а значит, минимизация налоговых отчислений. очевидно, что цели системы и подсистемы не совпадают: при необоснованно большом повышении ставок налогов население будет скрывать доходы.

Свойство синергии. Под синергичностью понимается однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата.

В управлении организацией синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели.

Свойство мультипликативности. Это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Например, реконструкция производства позволила фирме добиться резкого увеличения прибыли, дала возможность увеличить долю средств, направляемых на инвестиции, увеличила объемы и номенклатуру выпускаемой продукции.

В дальнейшем по мере усложнения организационной структуры в компании растет бюрократический аппарат, замедляется реакция на новые требования рынка и условия внешней среды и ее рыночные позиции быстро (мультипликативно) ухудшаются. Таким образом, мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной.

Свойство устойчивости. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. опыт управления показывает, что для
повышения устойчивости работы, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже — добавлять новые.

На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами.

Свойство адаптивности. Под адаптивностью понимается способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую
структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.

Свойство централизованности. Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого‑то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами.

Свойство обособленности. Обособленность означает стремление системы к автономности, изолированности и проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации управления.

Способствуют обособлению и противоречия целей и интересов, процесс распределения прибылей между частями целого. Часто наблюдаются процессы обособления персонала в неформальные группы на основе личных связей, симпатий, общих взглядов и черт характера, близкого уровня образования, этнической принадлежности, возраста, должностного положения и т. д.

Свойство совместимости. Под совместимостью понимается взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне предприятий нередко  возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.

Свойство обратных связей. Фундаментальное свойство больших систем — установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих).

Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)