Сущность института мировых судей. Подсудность мирового судьи

Идея института мировой юстиции сформировалась в Англии в XIV столетии и впервые была воспринята законодателем России в ходе судебной реформы 1864 года. Целью создания мировых судов в Российской империи являлось максимальное приближение правосудия к населению, что достигалось путем предоставления права рассмотрения некоторых категорий уголовных и гражданских дел при согласии сторон доверенным лицам жителей определенной части населенного пункта. Наиболее существенными моментами, характеризующими мировую юстицию того времени, являлись:

  • приближение правосудия к населению;
  • избрание (назначение) мировых судей из числа лиц, обладающих определенным «кредитом доверия» общины, где им предстоит отправлять правосудие;
  • возможность осуществления полномочий мирового судьи лицом, не имеющим высшего юридического образования.

Мировые суды в Российской империи середины XIX века представляли собой процессуально обособленную от общих судов ветвь судебной системы. Рассмотрение гражданских и уголовных дел мировым судьей осуществлялось по особым, упрощенным правилам по сравнению с порядком судопроизводства в общих судах. Апелляция на решения мирового судьи рассматривалась съездом мировых судей, приговор которого являлся окончательным. В дальнейшем было возможно только кассационное обжалование в департамент Сената.

В 1918 году институт мировых судей в России был упразднен, а в 1991 году началось его возрождение. В Концепции судебной реформы в Рос
390
сийской Федерации 1991 года была заложена идея о включении в судебную систему мировых судей. Можно выделить три основных фактора, способствующих обращению разработчиков Концепции судебной реформы к идее мировой юстиции:

  • необходимость усиления гарантий доступности правосудия и приближения его к населению;
  • желание предоставить возможность субъектам Федерации создание собственных судебных органов;
  • стремление увеличить количество судей, освободив районные суды от «малозначительных» дел.

Однако в ходе работы над законами, регламентирующими деятельность судебных органов, идея мировой юстиции была в корне изменена. Сформированный в настоящее время российский институт мировых судей и то, что было учреждено Судебными уставами 1864 года, объединяет исключительно название. Впервые на современном уровне упоминание о мировых судьях появилось в законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1991 года № 3132-1, но реальных изменений в этом направлении долгое время не происходило. Только после принятия ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ, ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ, внесения изменений в процессуальные кодексы идея института мировой юстиции была воплощена в реальных условиях. В соответствии со ст. 4, ч. 1 ст. 28 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» мировые судьи вошли в судебную систему Российской Федерации в качестве судов субъектов Федерации и были наделены полномочиями судей общей юрисдикции по рассмотрению, в частности, уголовных дел в качестве суда первой инстанции. Более детально полномочия и порядок деятельности мировых судей урегулированы ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ. В нем определено, что мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации, порядок которого по уголовным делам устанавливается УПК РФ.

Вступившие в силу решения мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неуклонному исполнению на всей территории России. Порядок судопроизводства по уголовным делам у мирового судьи и пересмотра вынесенных им решений установлен главой 41 УПК РФ.

Мировой судья единолично осуществляет правосудие по уголовным делам, отнесенным к его компетенции. Подсудность уголовных дел, рассматриваемых мировыми судьями, определена нормами УПК РФ и Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Территориальная подсудность мирового судьи ограничивается его судебным участком.

Создавая судебные участки мировых судей, органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны ориентироваться, с одной стороны, на административно-территориальное деление региона (создаются в границах районов), с другой – на численность населения муниципального образования. Это связано с тем, что внутри района границы судебных участков определяются, как правило, численностью населения, проживающего на данной территории. Статья 4 ФЗ от 19 декабря 1998 года № 188-ФЗ предписывает создавать и упразднять судебные участки законами соответствующих субъектов Российской Федерации из расчета численности населения на одном судебном участке от 15 до 30 тысяч человек. Если в данном административно-территориальном образовании проживает менее 15 тысяч человек, в нем создается один судебный участок. Количество судебных участков в том или ином субъекте РФ определено ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 года № 218-ФЗ на основании предложений субъектов. Так, например, на территории Челябинской области в настоящее время создана 181 должность мировых судей и соответственно 181 судебный участок в границах территориальной подсудности районных судов Челябинской области (для сравнения – в Москве 438 мировых судей, в Ненецком автономном округе – 3). К предметной подсудности мировых судей отнесены уголовные дела двух видов:

  • уголовные дела частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ);
  • уголовные дела частно-публичного и публичного обвинения о преступлениях небольшой тяжести, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях, прямо указанных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

К компетенции мировых судей не относятся дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане России, хотя и не являющиеся военнослужащими, но работающие или проживающие на территории российских военных баз за рубежом. Данная категория дел рассматривается гарнизонными военными судами в общем порядке (ч. 5 и 8 ст. 31 УПК РФ). Мировому судье неподсудны также дела о применении принудительных мер медицинского характера, что следует из ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», поскольку дела данной категории подлежат рассмотрению федеральным судом не ниже районного звена.

В случае, если лицо (или группа лиц) обвиняется в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны мировому судье и федеральному или военному суду, все дело должно быть рассмотрено соответственно в федеральном или военном суде (ст. 33 УПК РФ).

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)