Судебно-психологическая экспертиза в судах по спорам о праве на воспитание детей

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отно­шений, относятся к таким гражданским делам, в которых с наи­большей очевидностью проявляется потребность в использова­нии специальных психологических знаний. Одна из главных причин этого — обилие социально-оценочных норм, где необходимимы компонентами содержания выступают психологиче­ские элементы.

При рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, больше всего до­пускается ошибок. Связаны они чаще всего с неустановлением всех необходимых обстоятельств по делу, с неполнотой доказа­тельственного материала.

В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей можно отнести следующие катего­рии дел:

  • о воспитании детей после расторжения брака между роди­телями (ст. 24 СК РФ);
  • о месте проживания детей при раздельном жительстве ро­дителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса (ст. 65 СК РФ);
  • об участии отдельно проживающего родителя в воспита­нии детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч. 2 п. 2 ст. 66 СК РФ);
  • о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ);
  • о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ);
  • о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
  • об отобрании ребенка без лишения родительских прав ро­дителей (ст. 73 СК РФ);
  • об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ);
  • об отмене усыновления (ст. ст. 140, 141 СК РФ).
  • об устранении препятствий со стороны родителей на обще­ние с ребенком бабушки, дедушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства (ст. 67 п. 3 СК РФ). Вышеперечисленные категории дел объединяются общей це­лью: защитой прав и интересов несовершеннолетних детей в ро­дительских правоотношениях. С процессуальной точки зрения эти дела роднит и то обстоятельство, что в большинстве случаев законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, называет интересы ребенка (ст. ст. 65, 66, 67, 68, 76, 131, 141 СК РФ). Суд при рассмотрении возникшего спора также руководствуется интересами ребенка.

Таким образом, в предмет доказывания по всем категориям споров о праве на воспитание детей входит установление того факта, будет ли отвечать интересам детей то или иное действие (передача ребенка от одного родителя к другому, определение места проживания ребенка с конкретным родителем, лишение родительских прав, отмена усыновления и пр). Это факт мате­риально-правового характера.

Однако решение вопроса о том, какие конкретные обстоя­тельства необходимо установить, чтобы констатировать соответ­ствие или несоответствие поведения определенных лиц интересам ребенка, отдано на усмотрение суда и на практике вызывает немалые трудности.

Самой распространенной судебной ошибкой при рассмотре­нии подобных дел является невыясненность всех необходимых обстоятельств, вынесение судебного решения на основе непро­веренных и недостаточных доказательств, что влечет необосно­ванность решения. Чтобы такого не происходило, в постановле­ниях пленума суда высшей инстанции назван примерный пере­чень наиболее типичных обстоятельств, которые необходимо устанавливать при рассмотрении спора о праве на воспитание детей. К числу таких обстоятельств относятся:

  • конкретные усло­вия воспитания, а не только материального содержания детей;
  • их возраст, особенности развития;
  • характер взаимоотношений родителей (и) или фактических воспитателей (между собой и каждого из них с ребенком);
  • отношение детей к родителям (фактическим воспитателям);
  • положительное или отрицательное воздействие родителей (и) или фактических воспитателей на развитие детей, а также личных качеств родителей на личную привязанность ребенка.
Если спор о праве на воспитание детей возник в связи с расторжением брака, то следует обратить внимание на причи­ны семейного конфликта, что может быть важным для правильного определения места проживания ребенка с учетом его интересов.

Вышеуказанные обстоятельства являются психологическими, которые невозможно профессионально определить исходя толь­ко из жизненного опыта. В данном случае необходимо примене­ние специальных знаний.

Следует выделить типичные обстоятельства материально-правового характера, имеющие психологическое содержание, которые подлежат установлению судом по конкретным катего­риям дел, а именно:

  • влияние поведения родителей (воспитателей) на психиче­ское состояние и развитие детей (п. 3 ст. 65, п. 3 ст. 67, ст. ст. 66, 68, 73, 76, 141 СК РФ);
  • степень привязанности ребенка к родителям (воспитате­лям) с учетом особенностей психического развития детей и их возраста (те же ст. СК РФ);
  • учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жи­тельства (ст. 57 СК РФ);
  • при возбуждении дела по ст. 69 СК РФ (решение вопроса о лишении родительских прав) — уклонение родителей от вы­полнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми.

Чтобы квалифицировать поведение родителей, уклоняющих­ся от выполнения родительских обязанностей, надо как мини­мум знать мотивацию их поведения.

Установить, оказывают ли родители вредное влияние на де­тей, можно лишь зная о личностных особенностях каждого из родителей, психологических особенностях формирующейся лич­ности ребенка, об особенностях восприятия им поведения роди­телей, степени влияния типичного поведения родителей на фор­мирование у ребенка определенных установок, доминант поведения, личностных ценностей. Все это является сферой психо­лога-эксперта.

Зарубежные специалисты приходят к выводу о необходимо­сти назначения в подобных ситуациях судебно-психологической экспертизы. В каждом конкретном случае необходимость СПЭ должна обусловливаться наличием для этого общего и специ­ального оснований. Чаще всего экспертиза может быть назначе­на в отношении родителей (одного из них) или фактических воспитателей, а также по поводу психологического анализа си­туации (семейного конфликта). Выявляются такие обстоятельст­ва психологической природы, которые способны играть роль доказательств при установлении судом способности названных субъектов к осознанному и соответствующему интересам детей осуществлению ими своих родительских прав и обязанностей, к надлежащему воспитанию детей.

Могут быть значимы:

  • индивидуально-личностные особенности родителей (в по­знавательной, эмоциональной, волевой сферах);
  • установки и доминанты поведения (особенно действующие в конфликтных ситуациях, типичные способы разрешения конфликтов);
  • основные мотивационные линии поведения в семье;
  • структура потребностей и социальных ценностей;
  • выявление истинных и мнимых причин семейного конфликта.

Возможны случаи, когда названные факторы искажаются под воздействием психического заболевания, тогда необходимо на­значение комплексной экспертизы (но лишь при наличии у суда обоснованного сомнения в психическом здоровье родителей или фактических воспитателей). При этом назначается экспертиза по дифференцированному определению психологических особен­ностей личности и по выявлению основных мотивационных ли­ний личности и их структуры. Другой распространенный в делах по спорам о детях вид экспертизы — психологический анализ семейной ситуации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)