Судебно-экологическая экспертиза

Судебно-экологическая экспертиза – одно из направлений судебных экспертиз.

Особенности ее регламентации, назначения и проведения устанавливаются УПК РФ, Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Законодательством Российской Федерации предусмотрена эколого-правовая ответственность за экологические нарушения. В Уголовный Кодекс Российской Федерации (УК РФ) и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП) включены составы нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Судебно-экологическая экспертиза проводится в связи с негативным антропогенным воздействием на объекты окружающей среды и призвана решать вопросы, касающиеся:

  • установления последствий загрязнения водоемов, воздуха, биоценозов и почвы неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами промышленных и коммунальных предприятий сверх предельно допустимых концентраций (ПДК), в том числе радиоактивных загрязнений;
  • непосредственного воздействия на среду обитания путем неправильной распашки земель;
  • сокращения ареалов или даже уничтожения определенных видов животных или растений;
  • неправильного орошения или осушения и т.д., а также выявления механизма загрязнения, нарушений правил охраны окружающей среды, ущерба, причиненного природной среде, возможностей предотвращения загрязнений.

Экологические преступления не всегда имеют очевидный характер в силу взаимосвязи всех экологических сред.

Поэтому установления источника воздействия и фактических обстоятельств правонарушения требует привлечения специалистов широкого профиля.

Судебную экспертизу от экспертиз, осуществляемых в иных сферах человеческой деятельности, например, государственной экологической экспертизы, отличают следующие признаки:

  • подготовка материалов на экспертизу, назначение и проведение ее с соблюдением специального правового регламента, определяющего (наряду с соответствующей процедурой) права и обязанности эксперта, субъекта, назначившего экспертизу, участников уголовного, гражданского, арбитражного и административного процесса;
  • проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла;
  • представление заключения, имеющего статус доказательства.

В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебно-экологическая экспертиза может производиться как государственными судебными экспертами, так и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями (ст.195 УПК).

Основным носителем специальных познаний (ст. 57 УПК, ст. 85 ГПК, ст. 55 АПК, ст. 25.9 КоАП) является эксперт. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми для дачи заключения знаниями.

Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны выходить за пределы его специальных знаний. Однако в процессуальном законодательстве не конкретизируется, каким образом определяются пределы компетенции судебного эксперта, кому конкретно может быть поручено производство судебных экспертиз. Квалификацию эксперта обычно исследует субъект, назначивший экспертизу, при оценке заключения.

Правовую основу судебно-экологической экспертизы составляют такие нормативные акты, как Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Федеральный закон РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе», Федеральный закон РФ «О недрах», Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон РФ «О животном мире», Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, ведомственные нормативные акты и технические нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Согласно нормам процессуального законодательства, в качестве специалиста может быть привлечено любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями и незаинтересованное в деле.

Так, в соответствии со ст. 58 УПК, предусматриваются три функции, которые может выполнить специалист в уголовном судопроизводстве:

  • участие в процессуальном действии;
  • участие в постановке вопросов эксперту;
  • разъяснение сторонам и суду вопросов, входящих в его компетенцию.

Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с этим законом за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлено четыре вида ответственности: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава экологического правонарушения, предусмотренного нормами права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)