Становление экологической экспертизы в РФ

В природоохранной практике СССР государственная экологическая экспертиза стала применяться в 70-х годах XX в. В то время она проводилась Государственным плановым комитетом СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике.

Главной задачей государственного планового комитета было обеспечение экономического развития страны, таким образом, уже изначально при проведении государственной экологической экспертизы едва ли можно было рассчитывать на объективность.

При принятии экологически значимых хозяйственных решений обязательным было лишь согласование соответствующих проектов с государственными природоохранными органами.

Заключения государственной экологической экспертизы носили рекомендательный характер. Советская система принятия решений позволяла осуществлять контроль за проектами на стадии планирования. Контроль за принятием решений на проекных стадиях осуществлялся с помощью ведомственных экспертиз, проверявших более 50 видов проектной и предпроектной документации, без положительного заключения которых деятельность формально не могла начинаться. Но систематического, комплексного и открытого рассмотрения последствий планируемой хозяйственной деятельности для окружающей среды и здоровья населения не проводилось.

В 1985 г. Госстроем СССР были приняты строительные нормы и правила (СНиП), по которым впервые от проектировщиков требовалась оценка состояния окружающей среды и экосистем в регионе предполагаемого строительства, а также прогноз воздействия на них со стороны проекта. Поэтому 1985 г. часто приводят как год рождения ОВОС в нашей стране.

В 1987 г. были опубликованы ре-комендации, в которых указывалось, что «процесс государственно-монополистического регулирования, принятый в развитых странах и называемый EIA», является эффективным инструментом решения экологических проблем и что аналог термина EIA (Environmental Impact Statement) – понятие «экологическая экспертиза».

Практически EIA отождествлялась с экологической экспертизой, которая в дальнейшем, с появлением законов «Об экологической экспертизе» (1995) и об «Охране окружающей среды» (2002), была законодательно закреплена как государственная.

Вместе с термином «экологическая экспертиза» в конце 80-х годов XX в. в употребление вошел термин ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду (дословный перевод термина EIA). ОВОС должна была стать частью, т.е. стадией подготовки материалов к экологической экспертизе. Параллельно предпринимались попытки создать отдельную законодательную базу ОВОС.

Интересно
В 1994 г. было разработано «Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации», в котором отмечено, что ОВОС является основной составной частью процесса принятия решений и определены участники ОВОС, их обязанности, области применения, сформулированы требования к деятельности по оценке воздействия на окружающую среду, обсуждался механизм участия общественности в ОВОС и принятия решений по проектам. Госкомэкологией России был обозначен перечень видов хозяйственной деятельности и объектов, при проектировании которых оценка воздействия была обязательна.

Первый механизм экологической оценки в СССР был создан на основе практики проведения экспертиз, сложившихся в системе социалистического планирования.

Принципы:

  • оценке должны подвергаться не только отдельные программы и экологически опасные проекты, но и все виды намечаемой деятельности (проектного и стратегического уровней), могущие привести к отрицательным воздействиям на окружающую среду;
  • экологические последствия намечаемой хозяйственной деятельности должны подвергаться экспертной оценке, независимой от ведомств-заказчиков;
  • в процессе оценки и принятия решений должны учитываться мнения независимых экспертов-экологов и общественности, обеспокоенной экологическими аспектами намечаемой деятельности. В результате был создан институт государственной экологической экспер-тизы, независимый от заказчика.

В 90-х годах после подписания «Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» в 1991 году российская система экологической оценки сформировалась в современном виде. В начале десятилетия делался выбор между двумя моделями, одна из которых рассматривала в качестве основы системы экологической оценки механизм ОВОС, а другая основное внимание акцентировала на государственную экологическую экспертизу. Обе модели исходили из того, что заказчик выполняет оценку воздействия на окружающую среду, а затем материалы ОВОС рассматриваются в рамках государственной экологической экспертизы.

Различие состояло в том, какой из этих этапов понимался как основной, какой имел более вы-сокий юридический статус и на каком этапе предусматривалось предоставление официальных документов. 19 декабря 1991 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (Закон РСФСР, 1991), действующий в настоящее время. Он придал обязательный характер государственной экологической экспертизе плановой и проектной документации, включая технико-экономические обоснования, всех проектов вне зависимости от их масштаба и характера.

Основная ее цель была определена как «проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества». Запрещалась реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» был принят в 1995 году. В Законе, в основном, сохранены принципы государственной экологической экспертизы, установленные в предшествовавших законодательных актах. Закон также определил права и обязанности сторон, участвующих в этом процессе (государственных органов, заказчика, общественности).

В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС составляют: ряд статей Конституции РФ, федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ряд статей базового закона РФ «Об охране окружающей природной среды», являющегося фактически «Основами российского экологического законодательства».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)