Структурные компоненты системы средств массовой информации

Формирование структуры системы журналистики осуществлялось разными путями. Исторически сначала возникли отдельные, широко ориентированные издания, а затем в процессе развития СМИ стали появляться новые газеты, журналы, программы радио и телевидения разных тематических, программных, аудиторных ориентаций.

Так постепенно возникают разнообразные СМИ, обнаруживая и «обживая» те «информационные ниши», которые возникли в связи с состоянием и нуждами различных слоев потенциальной аудитории и/или внимание которых хотели бы завоевать те или иные социальные силы.

В условиях, когда такой естественный процесс искусственно подавлялся (например, во время господства тоталитаризма и моноидеологии), ликвидация сдерживающих сил приводила к «взрывному» возникновению множества изданий, выбрасываемых на «рынок» одновременно.

Если в первом случае учредители и журналисты имеют возможность «осмотреться» и более или менее четко определить свою информационную «нишу», то во втором торопливость приводит к тому, что в одних областях образуются неоправданно большие «сгущения», а в других сохраняется вакуум.

Но в конце концов при обоих вариантах развития происходят процессы оптимизации, особенно тогда, когда журналисты действуют активно и с пониманием закономерностей функционирования журналистики как системы СМИ.

Возникают одни издания (программы), сходят со сцены другие, объединяются третьи, меняют профиль четвертые, борются за существование и влияние пятые и т.д.

Выживают и становятся серьезной общественной силой (политической в масштабах страны и мира или «хоббистской» среди любителей садоводства или домашних животных — вопрос другой) только те из них, которые обнаружили свою информационную «нишу» и хорошо «обжились» в ней, заявив себя как ясно определенный тип издания (программы).

Тип (греч. typos — «отпечаток, форма, образец») изданий и программ определяется устойчивой совокупностью комплекса характерных черт, появляющихся под действием типообразующих факторов.

При рассмотрении проблемы «журналистика как социальный институт» уже приходилось обращаться к типологическому анализу СМИ. Оказалось необходимым применить два типологических подхода.

В соответствии с одним были выделены исторические типы журналистики — феодально-монархический, религиозно-клерикальный, буржуазный, социалистический, — формирование и функционирование которых связано с идеологическими и социально-экономическими силами разных эпох в истории человечества.

При этом СМИ всех этих исторических типов в силу ряда причин существуют в разных странах и обществах и в наше время. Тенденция же — формирование единой по типологическому облику (при множестве внутренних различий, определяемых конкретными обстоятельствами разных стран и обществ) журналистики новой цивилизации.

В соответствии с другим определяются социальные типы журналистики — «частные» СМИ, государственные СМИ и общественные СМИ.

Для современного общества все три необходимы, чтобы на основе взаимодополнительности этих типов было достигнуто информационное обеспечение демократии через установление оптимального информационного порядка в обществе.

Очевидно при этом, что конкретные издания (программы) того или иного исторического типа могут быть и государственными, и частными.

При создании реального СМИ в его содержательном характере «пересекаются» черты исторических и социальных типов (например, государственное монархическое издание или частное буржуазное радио, а общественные СМИ уже представляют новый исторический тип журналистики, характер которого формируется на «пересечении» и во имя «согласования» частногруппового и общечеловеческого в рамках только еще формирующейся цивилизации).

При формировании же творческого характера конкретных изданий и программ вступает в действие еще одна группа типообразующих факторов: аудиторные и социальные ориентации, соответствующие проблемно-тематические линии, а также способы «оформления» — дизайнерские решения, рубриковая и жанровая структура, стилевые особенности и т.д.

Таким образом, создание каждого СМИ — результат деятельности его создателей, в замысле которой «отбираются», а в реализации «фиксируются» типообразующие факторы трех рядов — исторические, социальные, творческие.

Поэтому каждое издание и программа имеют специфические особенности, ищут и занимают свою «нишу» и формируют свое «поле» в информационном пространстве, стремясь войти в информационную «среду» того или иного слоя аудитории.

А множество (в наше время — огромное) СМИ вступают — хотят они этого или нет — во взаимоотношения в формирующемся и развивающемся информационном пространстве, что в конце концов приводит к формированию системы средств массовой информации (мира, страны, региона, области).

При формировании системы средств массовой информации основных социальных типов движущими силами выступает несколько факторов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)