Структура организации пассивной обороны страны
Министерство по делам ГОЧС (МЧС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление Российской системой предупреждения и действий в условиях чрезвычайной ситуации (РСЧС); штабом, координирующим усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил ГО по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В Минтопэнерго, Миноборонпроме, Минтрансе, Минсельхозпроде созданы функциональные подсистемы по защите подчиненных ОНХ. Велика роль созданной и функционирующей под руководством МЧС РФ сети наблюдения и лабораторного контроля ГОЧС. РФ в деле защиты населения и территорий и координации деятельности сил ГОЧС.
Не менее эффективной формой государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности техногенной деятельности» должна стать система декларирования безопасности промышленных опасных объектов (Постановление правительства РФ № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» от 01.07.95 г).Основным элементом обеспечения готовности органов управления и сил РСЧС к действиям является информационно-управляющая автоматизированная система (до городского уровня включительно), предназначенная для сбора, обработки и обмена информацией между всеми подсистемами и звеньями РСЧС, пунктами управления силами и средствами ликвидации ЧС, а также оповещения об их возникновении.
В случае ЧС на всех уровнях управления необходимо своевременно собрать, обработать и передать нужную информацию. Это позволит сократить сроки оценки обстановки, оповещения и принятия обоснованных решений по выполнению спасательных работ в районах бедствия.В состав программно-технического комплекса (ПТК) по прогнозированию и управлению входят метеостанции, нормирующие преобразователи, оргтехника, локальные сети оповещения. ПТК позволяет прогнозировать глубину и площадь зоны заражения, размеры участков чрезвычайно опасной концентрации, определять время подхода 03В к определенному рубежу и продолжительность поражающего воздействия конкретного АХОВ.
При необходимости оператор может получить данные о физико-химических и токсических свойствах конкретного АХОВ, его стойкости и возможности взаимодействия с другими веществами, применении средств защиты, способах дегазации и оказания первой помощи.
Всегда известно количество АХОВ на химически опасных объектах и координаты этого места. Поэтому после ввода метеоданных в ПТК (даже автоматически, регулярно и при их изменении) оператор, введя шифр данного объекта, получит информацию об аварии. Если ПТК подключен к специальным сетям (к комплектам оперативной связи), то оповещение населения в районе аварии может произойти автоматически.
Для предупреждения возникновения ЧС в мирное или военное время, обеспечения безопасности людей при возникновении ЧС, снижения от нее ущерба народному хозяйству и окружающей среде, создана РСЧС (рис. 7.1). Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от Ч С.
Основными задачами РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования объектов в чрезвычайной ситуации;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка и выдача информации по вопросам защиты населения и территорий при ЧС;
- подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических, а также экологических последствий ЧС;
- создание резервных финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и их последствий;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий при ЧС;
- ликвидация или локализация последствий чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС и непосредственно лиц, участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территории от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, решающие задачи по защите населения от ЧС, органы повседневного управления, необходимые силы и средства, материальные и финансовые ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предотвращения и ликвидации последствий ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих их административно-территориальному делению. В подчинении таких подсистем находятся все силы и средства территории, включая специальные учебные заведения и курсы, а также СНЛК.
Территориальная подсистема обеспечивает:
- разработку и реализацию правовых и экономических норм по защите населения и территорий от ЧС;
- руководство силами и средствами ГОЧС территории;
- проведение единой политики по защите людей, ценностей;
- участие в составлении и проведении в жизнь целевых программ по предупреждению ЧС, снижению ущерба от них;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- устойчивость функционирования ОНХ при ЧС, готовность систем управления, оповещения и связи;
- организацию и координацию контроля окружающей среды в повседневной жизни, прогнозирование и оценку обстановки в районах ЧС, принятие решений и контроль за их исполнением;
- сбор, обработку, обмен и выдачу информации для защиты населения и территорий от ЧС;
- экономическое, правовое, финансовое, материально-техническое выполнение мероприятий ГОЧС, жизнедеятельность пострадавшего населения, создание необходимых запасов;
- создание, содержание, оснащение невоенизированных формирований ГО, выполнение спасательных и других неотложных работ (СиДНР) на подведомственной территории, организацию взаимодействия с другими подсистемами, армией;
- ликвидацию ЧС;
- привлечение к СиДНР населения;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС; реализацию прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;
- обучение, повышение квалификации, комплектование сил ГОЧС, создание группировок сил ГОЧС по направлениям, подготовку населения к действиям при ЧС.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
РСЧС может находиться в одной из степеней готовности:
- повседневная готовность РСЧС (в мирное время);
- в период угрозы нападения (общая готовность РСЧС);
- в период ликвидации ЧС или в период ведения войны;
- в случае внезапного нападения.
Они обеспечивают сбор и обработку необходимых сведений, выполняют углубленное прогнозирование и выдают конкретные рекомендации в области своей компетенции (экология, состояние атмосферы, опасные ОЭ, прогноз стихийных бедствий, охрана общественного порядка, экстренная медицинская помощи, санэпиднадзор).
- Характеристика основных подразделений СвК ОЭ
- Специальная обработка
- Организация защиты личного состава формирований
- Оценка объектов, на которых необходимо выполнить СиДНР
- Обеспечение работ по ликвидации последствий ЧС
- Ввод формирований в очаг поражения
- Основы организации спасательных и других неотложных работ
- Мероприятия по подготовке к быстрому восстановлению производства
- Повышение устойчивости управления ОЭ в условиях ЧС
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу