Структура нового ВК РФ

Сердцевиной водного законодательства является ВК РФ 2006 г. Его ключевые новеллы были даны нами ранее, но следует также показать структуру нового ВК РФ.

В главе первой “Общие положения” дана общая характеристика водных правоотношений: раскрываются основные принципы, основные понятия и система водного законодательства, классифицируются водные объекты, устанавливается круг участников водных отношений.

В главе второй “Право собственности и иные права на водные объекты” закрепляется преимущественно федеральная собственность на водные объекты, а также многообразие форм собственности на пруды и обводненные карьеры.

Пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся, соответственно, в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица и отчуждаются вместе с земельным участком. Особое внимание уделено принудительному порядку прекращения права водопользования.

В главе третьей “Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование” регламентируются договорные отношения и плата за пользование водными объектами. Предусматривается также преимущественное право добросовестного водопользователя на заключение договора на новый срок.

Допускается передача прав и обязанностей по договору водопользования от одного лица к другому, однако подробный механизм вместо отмененной распорядительной лицензии законодателем не предусматривается. Для обеспечения обороны страны и безопасности государства водные объекты предоставляются на основании специального решения.

В главе четвертой “Управление в области использования и охраны водных объектов” приведены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Регламентируются также отдельные аспекты управления (мониторинг и реестр водных объектов, контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов и т.д.). Важным новшеством ВК РФ 2006 г. является передача отдельных полномочий федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций федерального бюджета.

В частности, допускается предоставление региональными органами власти федеральных по праву собственности водных объектов или их частей в пользование частным лицам. При этом органы власти субъектов Российской Федерации заключают с частными лицами договоры водопользования или принимают решения о предоставлении водных объектов в пользование.

В главе пятой “Водопользование” указываются основные требования к использованию водных объектов, регламентируются ограничение и приостановление водопользования. Кроме того, дан широкий перечень различных целей водопользования: от питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения до обеспечения пожарной безопасности.

При этом, в отличие от ВК РФ 1995 г., о приоритете водопользования для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения указывается только в принципах водного законодательства.

Ничего не говорится о преимущественном использовании в целях рыбного хозяйства таких водных объектов, которые имеют важное значение для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов.

В главе шестой “Охрана водных объектов” наряду с общими положениями по охране водных объектов предусматриваются требования по охране особых видов водных объектов (болота, ледники, снежники) или же в связи с особыми видами хозяйственной деятельности (выработка электроэнергии, строительство водохозяйственных систем и т.д.).

В новом ВК РФ весьма подробно определен правовой режим, а также ширина водоохранных зон и их прибрежных защитных полос. Ранее это предусматривалось главным образом на уровне подзаконных нормативных правовых актов. При этом жесткие требования Правительства Российской Федерации смягчались требованиями субъектов РФ.

И, наконец, в главе седьмой “Ответственность за нарушение водного законодательства” предусматривается уголовная и административная ответственность за нарушение водного законодательства, а также возмещение виновными лицами вреда по методикам исчисления, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)