Стресс как разновидность функционального состояния

Сущность стресса и его разновидности

Стресс является одной из разновидностей эмоционального состояния. Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено канадским физиологом Г. Селье в 1936 г. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежутке между воздействием и ответом организма развертываются определенные процессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. Стресс лежит в основе таких состояний, как тревожность и депрессия.

Чтобы запустить стресс-реакцию, повреждающий фактор должен быть достаточно сильным или же продолжительным. Согласно исследованиям Холмса и Рея, вероятность заболеть после стресса напрямую
связана как с количеством стрессов, так и с их «качеством».

Обращает на себя внимание тот факт, что, согласно этой шкале, имеет значение только интенсивность действия фактора, а не его знак. Как эмоционально отрицательные, так и эмоционально положительные события вызывают стресс. На это обращал внимание еще Г. Селье. Селье доказал, что в любой стрессовой ситуации присутствует три фазы: непосредственная реакция на воздействие, требующая адаптационной
перестройки (так называемая фаза тревоги и мобилизации), период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) и нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода
(срыв адаптации).

В первой фазе — фазе тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

Стадии стресса

1 стадия – реакция тревоги (сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы);

2 стадия – стадия сопротивления (напряжением функционирования систем достигается приспособление
организма к новым условиям);

3 стадия – стадия истощения (выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает
нарушение согласованности жизненных функций).

В первой фазе — фазе тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем, кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности. Вслед за первой фазой наступает вторая. Ее обычно называют фазой резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне.

При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза — фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Вызывает стресс лишь то воздействие, которое превосходит обычные приспособительные возможности человека. Вызывают стресс либо интенсивные и кратковременные воздействия, либо менее интенсивные
и длительные. Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в подготовительном возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме этого, умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности.

Стресс и состояние здоровья человека

Стресс, не превоcходящий резервные возможности организма, имеет приспособительный характер (например, при умеренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характеристик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма). Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем организма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе получило название дистресса. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции, что может привести к возникновению болезненных расстройств в организме человека.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: си-
стемный (физиологический) и психический (табл. 12). Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Следует подчеркнуть, что подобное деление психического стресса на информационный и эмоциональный весьма условно. Данная классификация исходит из основных характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике очень редко удается разделить информационные и эмоциональные стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущим. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации. Очень часто в результате ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство
обиды или гнева. В свою очередь, так называемый информационный стресс всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации. В большинстве работ психический и эмоциональный виды стресса отождествляются.

Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический. Например, перед выходом космического корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Э. Бормана билось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта — Н. Армстронга — достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77. Аналогичная картина наблюдалась у третьего астронавта — Ч. Эрвина, у которого пульс составлял 180 ударов в минуту при обнаружении неисправности энергосистемы. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пульс возрастает до 186 ударов в минуту.

Подобные физиологические изменения вызывает не только опасность, но и ситуации, связанные с высокой ответственностью за выполняемую деятельность, и ожидание поступления новой, совершенно нестандартной и необычной информации. Например, во время спуска советского лунохода с посадочной площадки на поверхность Луны частота пульса у членов наземного экипажа резко повысилась и достигла 130–135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было.

Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.
В качестве основного условия возникновения стресса многие авторы указывают наличие угрозы. Но бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависят от индивидуальных особенностей человека.

Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности. Существуют стресс кролика и стресс льва. В одном случае при стрессе эффективность деятельности достаточно долго продолжает расти (так называемый «стресс льва»). У других людей, наоборот, отмечается снижение активности, эффективность их деятельности быстро падает («стресс кролика»). При этом стресс-факторы могут быть как психосоциальными, так и физическими. Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стресса, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, известных как реакции тревоги. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощущение служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов.

Очень часто тревогу рассматривают как форму адаптации при остром или хроническом стрессе. Однако тревога имеет личностную обусловленность и по направленности своего проявления может выполнять как охранительные, мобилизующие, так и дезорганизующие функции. В случае, когда уровень тревоги неадекватен ситуации, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что, как правило, заканчивается нарушением поведенческой регуляции. Поведение человека перестает соответствовать ситуации. В большинстве работ, посвященных изучению тревоги, разграничиваются нормальная и патологическая тревога. Принципиальное разделение тревоги на нормальную и патологическую привело к выделению многочисленных ее аспектов и разновидностей: нормальной, ситуативной, невротической, психотической и др. В то же время большинство авторов расценивает тревогу как единое по сути явление,
которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления может приобретать патологический характер. Анализ патогенной роли тревоги при психопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выраженные нарушения психической адаптации, дает основание считать тревогу ответственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения. Такое утверждение основывается на том, что существует тесная взаимосвязь между тревогой и некоторыми физиологическими показателями, которая была обнаружена при исследовании механизмов эмоционального стресса.

Так, во многих исследованиях отмечается связь тревоги с эрготропным синдромом — выраженным повышением активности симпатоадреналовой системы, сопровождающейся сдвигами в вегетативном и моторном регулировании. Таким образом, роль тревоги в адаптационном процессе может существенно изменяться в зависимости от ее интенсивности и требований, предъявляемых к адаптационным механизмам индивидуума. Если рассогласование в системе «человек — среда» не достигает значительной степени и уровень тревоги не превышает средних значений, то на первый план выступает ее мотивационная роль, и тогда тревога обусловливает активизацию целенаправленного поведения. При выраженном нарушении сбалансированности в системе «человек — среда», когда происходит перенапряжение механизмов регуляции, тревога значительно возрастает, отражая формирование состояния эмоционального стресса, который может приобретать хронический характер и снизить эффективность психической адаптации, что, в свою очередь, является одной из предпосылок к развитию болезни.

Однако, рассматривая взаимозависимость тревоги с некоторыми физиологическими показателями, следует учитывать, что тревога — это прежде всего субъективное явление, уровень проявления и характер которого зависят от личностных особенностей индивида. В настоящее время хорошо известно, что особенности личности непосредственно влияют на характер ответного реагирования организма на воздействие
окружающей среды.

Установлено, что характер реакции предопределяет возникающие вследствие стресса заболевания. Например, в результате обследования 88 врачей медицинского факультета Вашингтонского университета выяснилось, что из 96 серьезных заболеваний, перенесенных ими за последние 10 лет, 90 приходились на год, непосредственно следовавший за потрясением. У кого из них было потрясение особо сильное, те заболели или получили травму быстрее — в течение 8 месяцев после него. Кроме этого было установлено, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в эксперименте, через 25 лет умерло только 2 %, а из раздражительных и злых — 14 %. (Вначале всем им было по 25 лет.)

Аналогично среди юристов: 4 % и 20 % соответственно. Таким образом, те, кто часто сердится и раздражается, рискуют потерять не только расположение друзей, но и жизнь. У них вырабатывается и поступает в кровь слишком много адреналина. Существуют также доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы, поскольку во время гнева и ярости увеличивается содержание кислоты в желудке. Хотя подавленный гнев — и не единственная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии. Многолетняя печаль также не проходит даром. Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет «плакать» другие органы. Как показывают результаты исследования, в 80 % случаях инфаркта миокарда заболеванию предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Например, если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, т. е. обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. А главной особенностью личности, страдающей гипертонией, является злопамятство. Вместе с тем обнаружено, что к гипертонии могут приводить и ситуации, которые не дают человеку
возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими. Если человека подавляют, игнорируют окружающие, то у него развивается чувство постоянного недовольства собой,
не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать
обиду».

Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, связанная с такими особенностями личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «выяснению отношений». Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприятной ситуации или заболев, они нередко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными. Тогда для них становится характерной повышенная чувствительность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких травмирующих факторов, как дефицит времени, элементы соревнования.

Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Именно это имеют в виду, когда говорят, что язвы желудка возникают не от того, что вы едите, а от того, что «съедает» вас. Язвенникам свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, и в то же время повышенная требовательность к себе, мнительность. В научной литературе имеются факты, свидетельствующие о том, что язвенный колит часто провоцируется ударом по самоуважению и лишением социальной поддержки.

Замечено, что эти люди проявляют пониженную способность к активной самозащите и стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой. Предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц, стенок пищеварительных органов и их сосудов. Наступающее ухудшение кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию их желудочным соком и к последующему образованию язвы. Причем вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем выше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.

При прочих равных условиях стресс легче переносят люди рассудочные, способные с помощью аргументации уменьшить субъективную значимость негативных последствий воздействия стрессора. Они
стремятся предвидеть дальнейшее развитие событий и относиться к ситуации с юмором.

Таким образом, каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

Проявления стресса и модели преодолевающего поведения

Душа и тело — единая система. На уровне психики при стрессе возможен целый спектр изменений. Они затрагивают как сознание, так и эмоции, поведение. Первым в предельно переносимых экстремальных условиях проявляется эмоционально-поведенческий субсиндром, затем следует вегетативный (субсиндром превентивно-защитной вегетативной активности). После них преимущественно выраженными становятся
когнитивный (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе) и социально-психологический (субсиндром изменения общения при стрессе).

Общие поведенческие проявления сильного стресса

Речевые проблемы возрастают. Имеющиеся нарушения, заикание и нерешительность увеличиваются и могут появиться у ранее здоровых и не имевших их. Заинтересованность и энтузиазм ослабевают. Устремления и жизненные цели могут быть оставлены. Увлечения заброшены. Предметы обладания, доставлявшие ранее радость, теряют свою притягательность. Уклончивость в поведении усиливается. На работе появляются проблемы из-за опозданий, реальных или вымышленных болезней (т. к. нет сил и желания встать и идти на работу). Злоупотребление лекарствами и наркотиками усиливается. Потребление
алкоголя, кофеина, никотина, предписанных и незаконных лекарственных препаратов и наркотических средств увеличивается. Уровень энергетического обеспечения поведения снижается. Энергетическое обеспечение падает или может значительно колебаться день ото дня без какой-либо видимой причины.

Картина сна нарушается. Возникают трудности с засыпанием или сохранением активного бодрствования в течение более чем четырех часов подряд. Цинизм по отношению к клиентам и коллегам возрастает.
Развивается тенденция возлагать вину на других: «Никто, кроме меня, не побеспокоится». Игнорируется новая информация. Даже потенциально полезные новые сведения или новые инициативы отвергаются: «Я слишком занят, чтобы беспокоиться по поводу вещей такого рода».

Переносится на других ответственность. Возрастает тенденция пересматривать границы ответственности, исключая при этом неприятные обязанности из своей сферы. Проблемы решаются с возрастающей поверхностностью. Используются временные меры и краткосрочные решения. Попытки копнуть глубже или проследить отставляются. В некоторых областях происходит «сдача позиций». Появляются причудливые поведенческие особенности. Возникают странные манеры, непредсказуемость и нехарактерные поведенческие черты.

Могут делаться заявления, содержащие угрозу самоубийства. Появляются такие фразы, как «Покончить со всем этим», «Продолжение не имеет смысла». Когнитивные (относящиеся к сознанию) эффекты сильного стресса:

  1. Концентрированность и объем внимания уменьшаются.
  2. Отвлекаемость увеличивается.
  3. Кратковременная и долговременная память ухудшаются.
  4. Скорость ответов становится непредсказуемой.
  5. Частота ошибок увеличивается.
  6. Долговременное планирование ослабевает.
  7. Иллюзии и нарушения мышления возрастают.

Эмоциональные проявления сильного стресса:

  1. Физическое и психологическое напряжение возрастают. Способность к мышечному расслаблению, хорошему самочувствию, снятию беспокойства и тревоги уменьшается.
  2. Болезненная мнительность возрастает. Воображаемые недомогания добавляются к подлинным расстройствам, вызванным стрессом. Ощущение здоровья и хорошее самочувствие исчезают.
  3. Личностные особенности изменяются. Аккуратные и заботливые люди могут стать неопрятными, неряшливо одетыми, безразлично относящимися к окружающим; у демократично настроенных возможно появление авторитарных замашек.
  4. Имеющиеся личностные проблемы усиливаются. Присущие человеку тревожность, повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность возрастают.
  5. Моральные и эмоциональные ограничения ослабевают. Нормы поведенческого и сексуального контроля — также (или становятся нереалистично жесткими). Возрастает число эмоциональных срывов.
  6. Депрессия и беспомощность появляются. Душевные силы слабеют, возникает ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям.
  7. Самооценка резко падает. Развивается ощущение некомпетентности  и неполноценности.

Только у некоторых людей и в случае крайне выраженного стресса наблюдаются все вышеописанные эффекты. Появление одного или нескольких признаков указывает, что человек близок или уже находится
в стадии истощения в развитии стресса. Если вы обнаружили у себя любой из этих признаков, можно считать, что это опасный знак.

Основными причинами психоэмоционального стресса могут быть:

  • факторы окружающей среды;
  •  ваша реакция на них.

Основным фактором, вызывающим стресс, является профессиональная деятельность.

Это могут быть:

1. Низкий статус, маленькая зарплата, плохие перспективы служебного роста. Некоторые люди работают там, где у них невысокая зарплата, но они чувствуют себя нужными, и это компенсирует им недостаточно высокий оклад. Согласно исследованиям Р. Дилтса, изучавшего психологические особенности гениев, такая позиция была, например, у Леонардо да Винчи — великого итальянского художника и ученого эпохи Возрождения, автора знаменитой картины «Джоконда». Когда художник приступал к изучению анатомии, то говорил, что его «цель — делать чудеса», даже если это и означает, что он будет «иметь меньше покоя в жизни», чем другие, и ему «долгое время придется жить в крайней бедности». Сложнее положение у людей, которые хотят иметь не только высокую зарплату, но и удовлетворяющую их работу. Если вы хотите получать высокую зарплату, вам нужно искать работу, где ее сможете получать.

Она, вполне возможно, будет вам не по специальности и совсем непрестижной. Пусть для вас будет успокоением, что это всеобщая проблема, а не только российская. Тенденции на мировом рынке
труда свидетельствуют о том, что количество рабочих мест, приносящих удовлетворение и возможность самореализации в профессиональной деятельности, сокращается. В самом деле, трудно говорить
о профессиональной самореализации рабочего, занятого на конвейерном производстве. А поскольку профессиональная деятельность занимает как минимум 50 % нашего времени, то образующаяся пустота
и бессмысленность при такой работе (человек не видит продукта своего труда) переносятся и на личную жизнь. Появляется негативное отношение не только к своим близким, но и к себе и своей жизни. Способом выхода из такого состояния может быть дело, которое не относится к работе, но приносит радость, удовлетворение вам как человеку, придает смысл вашей жизни. Это могут быть семья (для женщины), увлечения (как для мужчины, так и для женщины).

На Западе, где интенсификация труда очень высока, таким способом самореализации часто является участие в различных негосударственных организациях (помощь инвалидам, пожилым людям, детям-сиротам, охрана природы и т. д.). Иногда к психологу приходят люди и говорят, что у них нет денег, но вообще-то деньги — не главное. В таком случае денег не будет точно, т. к. подсознательно вы не хотите их зарабатывать. Для решения этой проблемы требуется работа с вашими убеждениями и целями.

2. Нереалистично высокие ожидания от работы. Особенно это касается выпускников вузов и школ. Их представления о характере работы, о перспективах служебного роста и служебных отношениях во многом идеалистичны, а расставание с идеальными схемами происходит всегда нелегко.

3. Сверхурочные и неподходящие для вас часы работы. Сверхурочные ведут к перенапряжению уже просто потому, что вы не успеваете полноценно отдохнуть. Неподходящими часами считаются те, при которых не учитываются ваши естественные биоритмы. Имеется в виду разделение по суточному — циркадианному — ритму на вечерний («совы») и утренний («жаворонки») типы. В связи с этим ритмом по-разному должна планироваться и работа. Особенно это касается людей умственного труда и студентов. В период зачетной и экзаменационной сессий планируйте свою работу так, чтобы наиболее напряженная и ответственная приходилась на пик вашей работоспособности: у «жаворонков» это — утренние часы и первая половина дня, а у «сов» — вечерние и конец суток. В то время, когда ваша умственная работоспособность наименьшая, можете отдохнуть, заняться другими видами работ, не требующими большого умственного напряжения. При такой временной организации умственного труда эффективность вашей работы будет намного выше.
«Жаворонкам» противопоказана работа в ночные часы.«Совы» ночную смену переносят легче. Кроме того, специфическим стрессовым фактором, связанным с естественными биоритмами, является перемещение по часовым поясам с запада на восток (но не наоборот). С этим постоянно сталкиваются летчики, стюардессы, бизнесмены.

4. Организационные проблемы, когда вы вынуждены работать не только за себя, но и еще за кого-то, особенно если это связано с дефицитом времени. Повышается нагрузка, ответственность и, как следствие, количество ошибок.

5. Неопределенность, если ваше предприятие реорганизуется, перепрофилируется и т. д. и вы не знаете, что будет с вами. Останется ли ваша должность в штатном расписании или вам предстоит увольнение.

6. Небезопасность, если в вашей профессиональной деятельности встречаются ситуации, несущие угрозу жизни. Единственный способ снижения риска этой угрозы — высокая профессиональная подготовка, включающая и отработку способов реагирования в опасных ситуациях.

7. Нечеткие ролевые обязанности, когда вы не знаете, что входит в ваши должностные обязанности, а что не входит. Поэтому и неизвестно, что вам делать и за что отвечать. Вы можете делать все, что вам скажут, но тогда к концу дня вы так устаете, что валитесь с ног.

8. Частые конфликты с руководителем.

9. Конфликты с коллегами из-за того, что вы не умеете или не хотите общаться с ними по каким-либо причинам.

Наконец, могут быть и специфические источники стресса, связанные с определенными видами работы:

  • недостаток разнообразия;
  • трудные клиенты или подчиненные;
  • недостаточная профессиональная подготовка;
  • слишком эмоциональные отношения к клиентам и подчиненным (синдром «сгорания», бывает у профессиональных практических психологов, врачей, медсестер, социальных работников);
  • профессиональная ответственность (хирурги, авиадиспетчеры, диспетчеры на атомных станциях).

Перечисленные факторы являются объективными, они независимо от личностных особенностей человека приводят к стрессу. Однако профессиональная деятельность, к сожалению, — не единственный источник стресса. Объективные факторы, вызывающие стресс в личной жизни, указаны в шкале Холмса-Рея.

Существуют и субъективные стресс-факторы. К ним относятся индивидуальные и ситуативные особенности. К индивидуальным особенностям можно отнести определенные характерологические особенности. В психологической литературе описан тип личности А, который наиболее подвержен стрессу. У людей типа А высокая мотивация достижения. Как известно, существует разделение людей на два типа: один из них мотивирован на достижения, а другой — на избегание неудачи. Люди типа А — это те, которые «за ценой не постоят». Цена же — собственное здоровье: у них чаще встречаются такие сердечно-сосудистые заболевания, как гипертония, инсульты, инфаркты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)