Стратегическое планирование

Стратегическое планирование представляет собой процесс формирования миссии и целей организации, выбор специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Согласно Питеру Лоренцу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.

Его задача – обеспечить нововведение и изменения в организации, в достаточной степени.
Выделяют четыре вида управленческой деятельности в рамках стратегического планирования:

  • распределение ресурсов;
  • адаптация к внешней среде;
  • внутренняя координация;
  • организационное стратегическое предвидение.

Процесс стратегического планирования:

  1. Миссия и цели.
  2. Анализ внешней среды.
  3. Анализ сильных и слабых сторон.
  4. Анализ альтернатив и выбор стратегий.
  5. Управление реализации стратегии.
  6. Оценка стратегии.

Процесс планирования стратегии встречает ряд сложностей.

  • Во-первых, процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий организации. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой, руководства.
  • Во-вторых, внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности, обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В организациях на первых стадиях внедрения нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически.
  • В-третьих, организации обычно не располагают необходимой для эффективного стратегического планирования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении.

К тому же, как правило, у них нет компетентных управляющих, способных заниматься выработкой и реализацией стратегии. Система планов развития включает в себя:

1. Стратегический план:

  • содержание стратегического плана – стратегия развития организации на обо-
    зримое будущее (10–15 лет);
  • характеризует назначение организации, миссию и цель;
  • служит ориентиром для всех других элементов системы планов организации;
  • служит ограничением при принятии решений относительно основных направлений деятельности, выбора рынков и поведения на них.

2. Тактический план и его особенности (план развития организации на 1–5 лет):

  • содержит мероприятия, необходимые для создания новых поколений продуктов и услуг и более четко очерчивает пути выхода на новые позиции, установленные стратегическими планами;
  • служит ориентиром для разработки плана диверсификации, который характеризует создание новых видов продукции, услуг и рынков, призванных дополнить или заменить выпускаемую продукцию;
  • позволяет разработать ликвидационный план, который показывает, от каких элементов организация должна освободиться (продуктов, услуг или подразделений);
  • позволяет разработать план НИР, отражающий мероприятия по разработке новых товаров и технологических процессов с учетом существующего спроса или новых рынков для уже производимых товаров и услуг.

3. Оперативный план и его особенности (планы текущей деятельности, прибыли, программы-задачи):

  • ориентированы на те мероприятия, с помощью которых выпускаемые товары производятся и поступают на рынок;
  • подкрепляются планами для каждой функциональной сферы (закупка, производство, сбыт, финансы);
  • оперативные планы разрабатываются в полном соответствии со стратегическими и тактическими планами, но не являются его частью;
  • разрабатываются на уровне менеджеров среднего звена, если стратегические планы и решения по ним принимает высшее руководство;
  • рассчитаны на более короткий период времени, поэтому результаты их реализации проявляются довольно быстро, что позволяет осуществлять быстрое принятие мер по выявленным отклонениям.

Перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и
направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач.

Текущее планирование ориентировано на фактическое достижение намеченных целей, исходя из конкретных условий и состояния рынка, на каждом данном этапе развития. Текущие планы развивают, конкретизируют перспективный план с учетом конкретной обстановки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)